Алексей ГЕРАСИМОВ (Ильин), заместитель главного редактора газеты «Час Пик» (г. Верхняя Пышма, Свердловская область), член АРС-ПРЕСС
Завершаю серию публикаций о поездке в Сергиев Посад небольшим репортажем из усадьбы Абрамцево. Места, где бывали самые выдающиеся представители культуры и искусства России второй половины девятнадцатого и начала двадцатого веков.
В этом доме жили сначала Аксаковы, а после Мамонтовы. Здесь бывали великие писатели, художники и артисты.
Когда сообщил своему знакомому художнику, что собираюсь в поездку в Абрамцево, то он так глубоко вздохнул, что я прямо почувствовал, что задел его больную струну. Еще тогда мне подумалось, а почему бы нашему управлению культуры не подумать о том, чтобы направлять местных художников на этюды в это уникальное и почти священное для многих творческих людей место.
Уже во время общения в усадьбе Абрамцево я неожиданно услышал подтверждение того, что моя идея совсем не бредовая. Одна из коллег рассказала, что их художники сюда организованно ездят. Думаю, и наши бы от такого подарка не отказались.
Читатели «Час Пик» могли заметить, что я чаще делюсь собственными эмоциями, отношением к увиденному, делаю очень субъективные выводы. Вот и на этот раз я не изменю своему правилу.
Что касается Абрамцево, то здесь даже затрудняюсь описать то, что чувствовал во время пребывания в стенах усадьбы, где когда-то за столами сидели великие художники, писатели, театральные деятели. Где жил автор «Аленького цветочка» Сергей Тимофеевич Аксаков. Где трудился один из самых выдающихся российских промышленников Савва Мамонтов. Где по этим же дорожкам мог гулять Гоголь или Серов. Репин или Васнецов. Поленов с семьей. Все это не умещается так просто в сознании.
Если честно, то первоначально я не испытывал никакого особого трепета. Входил вообще с холодной головой. Чувство формировалось постепенно. С одной стороны, гордость за своих соотечественников, с другой – удивление и восторг. Я не обделен посещениями самых больших музеев страны. Бываю достаточно часто в Третьяковке, в Пушкинском музее. Если оказываюсь в Питере, то непременно посещаю Русский музей.
И все же Абрамцево совсем иное. Свое состояние здесь могу сравнить с посещением концерта камерного оркестра, в противовес симфоническому, звучащему в сознании, когда оказываешься в тех музеях, о которых я сказал выше. Здесь все иначе. Ты приближен не только к самим произведениям, ты приближен к эпохе. Стены, мебель, даже камины, исполненные Врубелем, можно потрогать руками, рассмотреть в такой близости, что видны самые мелкие детали. И во всем этом сквозит домашняя атмосфера.
Гостиная времен Саввы Ивановича Мамонтова - выдающегося промышленника, мецената и гражданина.
Работники музея создали такую уникальную экспозицию, что порой кажется – вот сейчас к столу должен подойти хозяин или наоборот какой-то гость. Здесь прямо сейчас могут состояться творческие дебаты, а вот в этой комнате, именно в ней, Гоголь читал Аксаковым вторую часть «Мертвых душ», которую после сжег.
Так выглядел Николай Васильевич Гоголь, когда приехал первый раз в гости к Аксаковым. Весьма непривычно для нас.
Впрочем, лучше сделаю перерыв в своих рассуждениях. Боюсь скатиться в перечисление общеизвестных фактов, рассказу о том, что и так многие знают, а кто не знает и хочет узнать, тот с легкостью это сделает на просторах интернета.
Вернусь к высокому искусству и истинной нравственности, которую демонстрировали нам наши предки. Вернее, лучшие представители того общества, в числе которых такие фамилии, как Аксаковы и Мамонтовы – владельцы усадьбы Абрамцево.
Жили они тоже в непростые времена. (Когда они в России вообще были простыми?) Наверняка, и тогда бушевали страсти, и посетители усадьбы Абрамцево не могли не обсуждать происходящее вокруг. При этом они творили произведения, прославившие нашу страну на столетия вперед.
Вообще, в Абрамцево какая-то особая аура. Все располагает к уединению и осмыслению чего-то большего, чем обыденные вещи. Не уверен, что эта атмосфера точно так же действовала на Репина, Васнецова или Сурикова, но что-то особое в ней все же есть.
Фотографии, конечно, не могут передать чувства, но какое-то общее представление с их помощью получить все же представляется возможным. Предлагаю продолжить прогулку по главному зданию усадьбы, пусть и посредством картинок. Надеюсь, что кому-нибудь захочется соприкоснуться со всем этим богатством лично, и он поставит себе в план посещение Абрамцево.
Абрамцево – не только главное здание. Это еще и большой парк с выходом на берег реки. Дорожки, которые, словно ажурная паутинка, опустились на землю. Дуб, который скоро отметит свое 250-летие. Васнецовская избушка на курьих ножках, которая положила начало образу этого домика на многие годы вперед.
Здесь соседствуют языческие идолы и необычные деревянные строения. На территории построена церковь, которую проектировал Васнецов при участии Поленова. Рядом с ней семейные захоронения Мамонтовых, где упокоилась и та самая девочка с персиком, которую изобразил на своем полотне Серов.
Храм в Абрамцево проектировал Васнецов при участии Поленова. Рядом семейное кладбище Мамонтовых, где похоронена их дочь Вера, изображенная на картине Серова "Девочка с персиками".
В самой церкви есть необычный образ, который, по признанию директора музея Елены Константиновны Ворониной, удается снять далеко не каждому. Часто он остается скрытым для объектива фотоаппарата. Говорят, что зависит от человека. Мне повезло. На моих снимках этот образ виден достаточно четко (возможно, я не такой плохой человек, как могу казаться).
Образ в храме кажется просто темным пятном. Не каждому фотографу удается снять то, что на нем изображено.
Пожалуй, на этом стоит остановить словесный поток и дать волю картинкам. Жалко, что газетный формат не позволяет разгуляться в полной мере. Впрочем, все равно, в Абрамцево надо побывать. Побывать, чтобы увидеть, прочувствовать и положить в личные закрома на долгие годы. Такая поездка дорогого стоит.
Фото автора
(Продолжение следует: Фоторепортаж Алексея ГЕРАСИМОВА)
Все материалы о медиатуре «От «Пустоши Обрамково» в день сегодняшний» смотрите
здесь.