Юрий Расторгуев, главный редактор газеты «Весть», г. Калуга, член АРС-ПРЕСС
4. Политика и политики
Вместо предисловия
Майку с надписью «Не бойся, Америка, – Израиль за тобой» я сфотографировал в торговых рядах на одной из узких улочек старого Иерусалима. Априори США – стратегический партнер, главный союзник и покровитель Израиля. Если принять распространенную точку зрения, что всю политику в Америке вершат две еврейские семьи – Ротшильды и Рокфеллеры, то все становится на свои места.
Две лекции о международном положении
Помните песню Высоцкого «Лекция о международном положении, прочитанная человеком, посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство, своим сокамерникам»? Там речь шла об Израиле и исламском мире («…И если ни к чему сейчас в Иране я, То я готов поехать в Тель-Авив»). В Израиле нам довелось прослушать целых две подобные лекции, причем из уст людей куда более сведущих, чем герой Владимира Семеновича.
Лекция о международном положении, прочитанная в министерстве иностранных дел Израиля
В роли лекторов здесь выступали пресс-секретарь МИДа Эммануэль Нахшон, эксперт по Евразии Цви Рав-нер и эксперт по Ближнему Востоку Ури Ротман. В ходе разговора не раз звучали просьбы не ссылаться на конкретного спикера, посему назовем их собирательный образ дипломатично – «источник в МИДе». Так вот что нам поведал этот источник.
Основным вызовом для Израиля сегодня является состояние неопределенности в мире. Раньше все было проще: все знали, кто враг, а кто друг, можно было или воевать, или вести переговоры. Сегодня же чаще приходится иметь дело с людьми и факторами, не поддающимися рациональной логике - о какой логике речь, когда твои противники всерьез считают, что говорят от имени Бога (точнее - Аллаха).
Есть еще и глобальные угрозы: всемирное потепление, миграция населения Африки, вызванная разрастанием пустынь и дефицитом воды, исчерпание углеводородов, экономическая нестабильность как следствие глобализации...
Одно из главных направлений внешней политики Израиля - попытка создать некую коалицию для противостояния этим вызовам с нерадикальными соседями, как то: Иордания, Египет, Саудовская Аравия, страны Персидского залива, некоторые страны Африки. Недавнее примирение с Турцией - из этой оперы.
Сохраняется надежда и на то, что за стол переговоров наконец-то вернутся палестинцы.
Важным фактором дестабилизации стала так называемая Арабская весна. Израильский взгляд на нее в корне отличается от нашего. Главная причина революций последнего десятилетия в арабском мире - тоталитарные режимы в этих странах, создавшие застой в обществе и противившиеся реформам. Отсюда и всплеск исламского радикализма. (Так, где-то мы это уже слышали, не от американских ли партнеров?) Вторая - раскол в исламском мире, конфликт шиитов, за которыми стоит Иран, и суннитов во главе с Саудовской Аравией. Именно это противостояние движет гражданскими войнами в Сирии, Ираке, Йемене.
Отдельно несколько слов о войне в Сирии. Корень конфликта, конечно же, власть Асада, опирающаяся не на суннитское большинство, а на меньшинства - алавитов и христиан. Сейчас Асад находится в более выгодном положении - перекрыты каналы связи суннитской оппозиции с Турцией, есть серьезные военные успехи. Понятное дело (и здесь трудно не согласиться), успехов этих Асад не добился бы без Ирана, Хезболлы и ВКС России. Главная угроза Израилю в Сирии - Иран и Хезболла («А не ИГИЛ и Джабхад ан-Нусра*?» - пометил я в своем блокноте). Иран помогает Асаду вовсе не бескорыстно - его сателлит Хезболла под шумок захватывает сирийские территории, которые станут потом плацдармом для нападения на Израиль. Политика Израиля в сирийском конфликте - полное невмешательство: кому помогать, если и те, и другие враги.
Отдельная тема - отношения Израиля с Россией. Их определяют как особые. Причины две: огромное количество израильтян - выходцев из СССР и его бывших республик, и роль советского народа в победе над фашизмом. По поводу этой решающей роли здесь мнение однозначное: до сих пор живы евреи - ветераны Великой Отечественной, а советские песни времен войны, переведенные на иврит, распевает молодежь, считая их еврейскими народными. Сейчас взаимоотношения с Россией поднялись на более высокий уровень: у нас общий враг - исламский терроризм. На празднование 25-летия восстановления дипотношений между нашими странами в Москву приезжал премьер Биньямин Нетаньяху, и речь на переговорах шла в том числе о присоединении Израиля к зоне свободной торговли ЕврАзЭС.
Не могли мы не задать вопрос об отношении израильтян к антироссийским санкциям. Ответ получили дипломатически уклончивый, смысл которого: зачем, мол, нам лезть в эти дела, когда своих проблем хватает.
Лекция о международном положении, прочитанная в Институте исследования проблем национальной безопасности
Институт этот - негосударственный, возглавляет его пенсионер Цви Маген, бывший посол Израиля в России, долгое время проработавший в управлении разведки израильского генштаба. Он сразу предупредил нас, что ссылаться на него и на его сотрудниц (прекрасно, кстати, говорящих по-русски) можно сколько угодно, так как они не представляют официальную точку зрения государства. Однако эта неофициальная точка зрения, по сути, не так уж и отличается от того, что мы услышали от действующих дипломатов. Только сказано все другими словами - проще, резче, откровеннее.
Вызовы. Проблема безопасности государства Израиль лежит в двух плоскостях: отношения с исламским миром в целом и непосредственный конфликт с палестинцами. Что касается исламского мира. В свое время Гамаль Абдель Насер в Египте, Саддам Хусейн в Ираке, Муаммар Каддафи в Ливии, Хафез Асад в Сирии стремились объединить всех арабов под своим началом. Иран пошел дальше, выведя эту идею на мировой - общеисламский - уровень. Теперь на роль объединителя претендует еще и ИГИЛ. Счастье Израиля в том, что этим планам не суждено сбыться.
На Ближнем Востоке существует несколько региональных держав: Иран, Турция, Саудовская Аравия с сателлитами, растерявший влияние Египет и Израиль. Причем Израиль в состоянии уничтожить каждого из конкурентов в отдельности и даже всех вместе. «Если только дадим слабину - нас съедят живьем».
Теперь что касается палестинцев. «Чего они хотят? Чтобы нас вообще не было», - без обиняков говорит Цви Маген. Палестинцы до настоящего момента не готовы к мирному сосуществованию с израильтянами. Но и друг с другом договориться они не могут, поэтому и государство так и не создали. А может быть, Палестинского государства де-факто нет еще и потому, что оно может спутать карты другим исламским игрокам в регионе?
Сегодня на первый план выходит вызов терроризма. Причем террористических организаций в привычном понимании сегодня все меньше. Все больше разрозненных одиночек, завербованных по интернету.
Арабская весна. Она вовсе не была инспирирована США, а явила собой естественный процесс. Американцы просто её поддержали («По принципу: если бардак нельзя предотвратить, его нужно возглавить?» - помечаю в блокноте).
Война в Сирии. Она имеет по крайней мере две грани: война гражданская как следствие Арабской весны и война всего прогрессивного человечества с ИГИЛ.
У России нет жизненно важных интересов на Ближнем Востоке. То, что мы вмешались в сирийский конфликт, - это проявление нашего противостояния с Западом, нашей борьбы за выживание. В Сирии мы открыли, по сути, второй фронт. Первый - Восточная Европа и Украина (причем Маген отмечает, что этот первый фронт - вовсе не российская инициатива).
Россия воюет в Сирии не только с ИГИЛ, но и антиасадовскими повстанцами. В этом противостоянии Иран и Хезболла - наши союзники. Что крайне не нравится Израилю. Однако у Израиля с Россией есть и некие договоренности, и эти договоренности очень настораживают Запад. Россия позволяет Израилю действовать в Сирии в своих интересах, например, пресекать попытки Хезболлы вывозить оружие в Ливан. У ЦАХАЛа есть прямой канал связи с нашей авиабазой Хмеймим. Россия же взамен добилась от Израиля нейтралитета.
Война в Сирии уже подходит к концу, остается лишь добить отряды джихадистов. Россия видит будущее Сирии в её федерализации. Запад скрипя зубами вынужден соглашаться. Наверняка здесь не обходится без израильского посредничества.
Отношения с Россией. Вообще-то инициатором создания еврейского государства был СССР, и вначале наша страна всячески помогала Израилю, в том числе и оружием. Разрыв произошел только тогда, когда Израиль отказался встать на социалистический путь развития.
Сегодня у Израиля есть к России вопросы. Первая проблема - наши теплые отношения с Ираном и поставки ему оружия. Вторая - непризнание нами ХАМАСа и Хезболлы террористическими организациями. Третья - голосование России в международных организациях - в ООН и его Совбезе - не в пользу Израиля (осуждающие Израиль резолюции традиционно блокирует только США).
И напоследок: что тревожит израильтян сегодня. Вы будете удивлены, но ситуация в США. Дело в том, что после президентских выборов там с ноября по январь фактически наступает период безвластия. Новый президент избран, а у руля до его официального вступления в должность остается старый. Так вот, Израиль опасается, что Обама решит закончить свою карьеру в ипостаси голубя мира и запустит новый виток урегулирования палестино-израильского конфликта. Сделать он это может руками Германии или Франции. А европейское видение мирного процесса, как известно, сильно отличается от израильского. Франция, например, настаивает на решении палестинской проблемы на переговорах без участия самих палестинцев и израильтян. Израиль же хочет договариваться с палестинцами сам, но и к уступкам не очень-то готов. Так что все это может обернуться санкциями мирового сообщества в отношении несговорчивого Израиля.
Кстати, в последнее время антиизраильские настроения нарастают и в общественном мнении, и на официальном уровне. Европа здесь приложила свою руку. Например, антисемитское движение BDS (расшифровывается как «бойкот, изоляция, санкции») финансирует в том числе и Евросоюз. Кроме того, Брюссель стремится сегодня выработать единую политику в отношении «стран-оккупантов». Таковых, по мнению европейских политиков, в мире всего три: Израиль, Марокко (аннексировавшее Западную Сахару) и... Ну конечно же, Россия, «оккупировавшая» Крым.
Так что мы с Израилем вольно или невольно оказались в одной команде, и это кое к чему обязывает по отношению друг к другу. В израильскую прессу, в частности, просочилась информация, что на последней встрече Нетаньяху с Путиным была достигнута договоренность о возможности использования Россией права вето в Совете Безопасности в интересах Израиля.
Место для дискуссий
После такого погружения во внешнюю политику грех мучить читателя внутриполитическими хитросплетениями. Поэтому буквально несколько слов о нашем визите в высший орган власти государства - Израильский парламент (кнессет). В нем 120 депутатов (число символическое: как бы по 10 представителей от каждого из колен Израилевых), избираемых на четыре года по партийным спискам. Кстати, за всю историю ни одна партия ни разу не сумела получить в парламенте большинство, поэтому израильское правительство всегда коалиционное. Интересно, что места для членов правительства находятся в самом центре зала заседаний кнессета. А ряды мест для депутатов устроены в форме меноры – семисвечника, главного символа Израиля.
В кнессете мы встретились с его спикером Йоэлем Эдельштейном. Юлий Юрьевич родом с Украины. Его отец был православным священником. В 70-е годы Эдельштейну отказали в выезде на историческую родину (помните, у Высоцкого: «Говорит, что за графу не пустили пятую»). В СССР он создал подпольную сеть по изучению иврита. За эту сионистскую деятельность (а по официальной версии за хранение наркотиков) он три года провел в лагере. В годы перестройки Эдельштейн наконец эмигрировал в Израиль, где вместе с еще одним советским диссидентом Анатолием Шаранским создал партию «Исраэль ба-Алия», представлявшую интересы репатриантов и вошедшую впоследствии в крупнейшую партию «Ликуд». Брат Юлия Юрьевича – известный российский литературовед Михаил Эдельштейн, супруга – сестра Леонида Невзлина, скандально известного фигуранта дела ЮКОСа.
Если смотреть со стороны главного входа, то здание парламента кажется неказистым, однако встроенное в склон одной из иерусалимских гор, оно очень вместительно. В украшении кнессета поучаствовал великий Марк Шагал своими гобеленами и напольными мозаиками, рассказывающими историю еврейского народа.
Фото автора.
Продолжение следует.
*Группировки ИГИЛ и Джабхад ан-Нусра признаны в России террористическими организациями и запрещены.
Справка:
Пресс-тур «Открытие Израиля» делегации руководителей региональных СМИ России проходил с 17 по 21 июля 2016 года. Организаторы: МИД Израиля, посольство Израиля в РФ, Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС), Федеральная еврейская национально-культурная автономия Фенка, Сионистская федерация России и Евроазиатский еврейский конгресс.