Наталья Игнатова, главный редактор газеты «Районные вести» (ст. Тацинская, Ростовская область), член АРС-ПРЕСС
В рамках журналистского тура «От «Пустоши Обрамково» в день сегодняшний», организаторами которого выступили Музей-заповедник «Абрамцево» и Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС), я побывала в одноимённой усадьбе. Музейные работники разработали для нас необычайно насыщенную программу трёхдневной поездки.
В Абрамцеве можно стать частью декорации картины Серова «Девочка с персиками».
Абрамцево - редкий по своей природной красоте музей: не дворцово-парковый ансамбль, а именно загородная усадьба. Для русской литературы и живописи 19-20 вв. это, что называется, «намоленное место». Оно связано с именами Аксакова и Гоголя, Врубеля и Васнецова, Коровина и Серова, Неверова, Шаляпина, Станиславского и многих других. Под эгидой «абрамцевского кружка» ставились любительские спектакли, возрождались ремёсла, собирались коллекции.
В загородной усадьбе Сергея Аксакова гостили Гоголь и Тургенев.
Каждая половица, каждая чашка помнят, не побоюсь этого слова, «мастодонтов» русской культуры. И, конечно, известного мецената и очень неординарного человека, великого Савву Мамонтова, бережно сохранившего аксаковскую усадьбу и сделавшего её «колыбелью» и пристанищем для художников, музыкантов, театралов. В наше время он звался бы «олигархом». Но нынешние олигархи, наверное, посмеялись бы над тем, как «непрактично» Мамонтов тратил свои барыши, вкладывая их в развитие русской живописи, музыки, театра, гончарное и резчицкое дело. Не яхты скупал, не в оффшоры отправлял, не домики в Испании для себя строил, а привечал художников и скульпторов, вывел в люди Шаляпина и Станиславского, открыл гончарную и столярную мастерские. Ну не глупец ли? Спасибо ему, что был таким.
Церковь спаса Нерукотворного построена в 1881-1882гг. на средства семьи Саввы и Елизаветы Мамонтовых по проекту В.Васнецова.
Сегодня в музее можно посмотреть на быт барского дома прошлых лет, картины гостивших в усадьбе художников. Дом с мезонином симпатичный и просторный. Одна часть экспозиции посвящена писателю Сергею Аксакову (автору «Аленького цветочка»), другая - Савве Мамонтову. Сохранены обстановка, мебель, интерьеры. Предмет особой гордости - оригинальные печи с изразцами, деревянные резные изделия. Всё сделано руками абрамцевских мастеров. Картины Поленова, Коровина, Репина, Серова, скульптуры, майолика Врубеля - просто филиал Третьяковки! Всё самобытно и со вкусом.
Под покровом снега перед нами предстали сказочные картины. Чего стоит один только фантастический 300-летний дуб. И ещё один из ярких экспонатов усадьбы, о котором нельзя не сказать, - церковь Спаса Нерукотворного (проект В.Д. Поленова). Необычная, стилизованная «под старину» часовня расписана Врубелем и Поленовым, украшена изразцами, пол выполнен в мозаике по эскизам Васнецова. Многие иконы принадлежат авторству известных художников. Здесь похоронен сам Мамонтов и члены его семьи.
Впечатлений и эмоций осталось много, всё нужно систематизировать в своём сознании, и, конечно же, поделиться с вами, уважаемые читатели. Так что продолжение следует.
Несколько фактов об усадьбе Абрамцево:
- Именно здесь Серов написал свою картину «Девочка с персиками», а Васнецов - «Трёх богатырей» и «Алёнушку»
- С 1947 года до 1977-й часть усадьбы принадлежала санаторию Академии наук. Хотела бы я пожить в таком санатории!
- Здесь снимали художественные фильмы, самые известные - «Накануне» (1959г., режиссёр Владимир Петров) и «Первая любовь» (1995г., Роман Балаян) - по одноимённым романам И.С. Тургенева; более современные - «Савва» (2008 г., Евгений Герасимов) и «Два дня» (2011 г., Авдотья Смирнова).
Специалисты Музея-заповедника «Абрамцево», разработали программу трёхдневной поездки. Она была очень насыщенной и необычайно познавательной, так как Сергиево-Посадский район – настоящий кладезь исторических и культурных мест нашего государства.
Около 20 журналистов из разных регионов собрал в медиатур в рамках проекта «Узнаем Россию вместе!» Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) – общественная организация, учреждённая главными редакторами наиболее влиятельных региональных газет России в 1992 году (исп. директор Софья Дубинская).
Все материалы о медиатуре «От «Пустоши Обрамково» в день сегодняшний» смотрите
здесь.
Фотоотчет о медиатуре российских журналистов «От «Пустоши Обрамково» в день сегодняшний» смотрите в фотоальбоме АРС-ПРЕСС на Flickr