Юрий Расторгуев, главный редактор газеты «Весть», г. Калуга, член АРС-ПРЕСС
5. Иди и смотри!
… Я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Откровение Иоанна Богослова
Экскурсия по мемориалу «Яд ва-Шем» начинается в Саду праведников народов мира. Праведники народов мира – официальное звание, присуждаемое мемориалом от имени государства Израиль неевреям, которые, рискуя жизнью, спасали евреев в годы Холокоста. Каждое дерево этого сада посажено в честь такого спасителя. Пожалуй, самые известные праведники - Рауль Валленберг и Оскар Шиндлер. Есть в их списке и сотни советских людей, среди которых, например, партизан Николай Киселев, который вывел за линию фронта 218 евреев.
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», - так начал свой рассказ о путешествии по кругам ада великий итальянский поэт. Сад праведников – вовсе не сумрачный, но аналогия напрашивается. Данте обрел в лесу проводника Вергилия, нас в саду встретил экскурсовод – доктор наук, еврей родом из СССР. К сожалению, не зафиксировал его имя: в начале экскурсии не успел, а в конце было не до того… «Он двинулся, и я ему вослед»…
Название национального мемориала Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» переводится с иврита как Память и Имя («И дам Я им в доме Моём и в стенах Моих память и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится», - говорил Господь устами пророка Исайи). Это самое посещаемое место в Иерусалиме после Стены плача (более миллиона человек в год), обязательный пункт программы визита любой государственной иностранной делегации.
Мемориал был основан в 1953 году. Он включает в себя Музей истории Катастрофы и очень много памятных объектов – обелиски, монументы, стены, площади, залы.
Из-за плотной программы нам удалось побывать лишь в музее. Он представляет собой призму протяженностью 200 метров, частично высеченную в толще скалы. Музейное пространство внутри призмы устроено так, что посетитель не может миновать ни одного зала. Залы, каждый из которых посвящен отдельной странице трагедии еврейского народа, расположены по обе стороны центральной галереи. Она рассечена стилизованными разломами в полу, препятствующими движению насквозь. Так Данте, ведомый Вергилием, шел по аду, обходя круг за кругом…
В музее около ста мониторов, с которых свои истории рассказывают выжившие. Проходя по музейным залам, ты не просто осматриваешь экспонаты, но встречаешься глазами с этими людьми. Цель создателей «Яд ва-Шема» – заставить тебя понять, что Холокост был не убийством шести миллионов евреев, а ШЕСТЬЮ МИЛЛИОНАМИ УБИЙСТВ конкретных людей.
Истребление нацистами евреев в годы Второй мировой войны сами евреи называют словом «Шоа» – Катастрофа. В большинстве стран мира принято английское «холокост». Это слово заимствовано из древнегреческого и означает всесожжение – особый способ принесения жертвы, когда она сжигается целиком.
У барельефа на Стене Катастрофы и героизма.
Целиком. Дотла…
Ни воинствующее христианство, ни воинствующий ислам никогда не стремились к полному уничтожению евреев как народа. Отречение от иудаизма почти всегда было для них спасением от смерти – принявший христианство или ислам для последователей этих религий переставал быть евреем. Гитлер считал иначе: евреи виноваты не по вере, а по крови. Евреи – зараза, поразившая мир, говорил он, и миссия германской нации – спасти мир от этой заразы. Как? Путем «окончательного решения еврейского вопроса».
Строчки, приводимые ниже, были написаны мной спустя несколько часов после посещения «Яд ва-Шема».
«Не судите строго - не могу пока сложить свои впечатления в связный рассказ. Пока только боль, слезы, шум в голове, смятение в сердце.
И ведь не то чтобы я до этого ничего не знал о трагедии еврейского народа. Знал, конечно. И Великая Отечественная для меня - это вовсе не аббревиатура ВОВ. Но здесь я, внук победителей фашизма, пожалуй, впервые почувствовал себя раздавленным. Раздавленным болью и скорбью.
«Память и имя» - так переводится название этого музея. Память - потому, что проклят будет тот, кто забудет. Имя - потому, что здесь пытаются увековечить трагедию КАЖДОГО из 6 миллионов жертв Холокоста.
Входим в музей по мосту. По мосту из жизни в смерть... Создатели «Яд ва-Шема» продумали все, вплоть до дрожи конструкции и скрипа половиц.
На входе нас встречает пасторальная «документалка» - счастливые, радостные евреи смотрят с экрана, улыбаются нам, машут руками, приветствуя. Они еще живы...
Несколько шагов - и идиллия рушится: фотографические панно из лагеря Клоога в Эстонии: трупы, сложенные штабелями вперемежку с бревнами, - такую картину запечатлел советский фотокор в сентябре 1944-го. Здесь же репродукции фотографий, найденных в карманах жертв, - все та же пастораль: «я с семьей», «я играю в футбол», «моя маленькая дочка», «моя любимая жена»...
...Неужели это исчадие - Адольфа Шикльгрубера - родила женщина-человек...
...Экспонат музея - немецкая детская настольная игра второй половины 30-х «Евреи, вон!» - выигрывает тот, кто выгоняет из Германии больше евреев.
Сначала выгоняли. Потом появились гетто...
...Палачи не стеснялись фиксировать на пленку страдания жертв. Целая галерея снимков и сюжетов кинохроники из Варшавского гетто. Мальчик только что умер от голода на мостовой. Его старшая сестра, в изможденном, изуродованном недоеданием тельце которой едва теплится жизнь, пытается воскресить его слабыми ударами по щеке... Худая - в чем только душа держится - мать с грудным ребенком бежит по улице, голося, - наверное, младенец в её руках уже мертв... А он, сверхчеловек - «юберменш», ничтоже сумняшеся, снимает. Увидев это, я, каюсь, несколько минут молил об одном - чтобы Бог свел меня, отца маленького большеглазого чуда со смешными косичками, с этим кинохроникером в одном времени и дал сил моим рукам сомкнуться на арийском горле. Прости меня, Господи...
А потом были концлагеря и лагеря смерти. Это - не одно и то же. В первых умирали чаще от причин естественных - адского труда, болезней, голода. Вторые были конвейером банального уничтожения. Ну как можно уложить в голове: 870 тысяч евреев убито в Треблинке...
Простите, не могу дальше...
...На выходе из «Яд ва-Шема» посетителей провожает барельеф. В нем символически отображена Катастрофа и то, что случилось после нее, - народ Израиля вновь обретает Землю обетованную. (Ну неужели Холокост - твоя, Господи, цена её обретения?!) Возвращение на землю Израиля после двухтысячелетнего отсутствия олицетворяет лев - символ одного из колен Израилевых - колена Иудина. Лев плачет...»
А теперь о том, о чем надо говорить во весь голос, трубить во все трубы, звонить во все колокола. Нацизм сегодня поднимает голову в Восточной Европе. По брусчатке прибалтийских городов маршируют потомки легионеров СС. На Украине потомки вершителей Львовского погрома, палачей Бабьего Яра, надзирателей польских концлагерей вполне легально взяли в руки оружие. И все это происходит при попустительстве Европы Западной и других крайне цивилизованных и донельзя демократических стран мира.
Еврейский погром во Львове. Июль 1941 года.
(Нелишне вспомнить, как в 1938 году, после всегерманского еврейского погрома («Хрустальной ночи»), эти цивилизованные и демократические страны отказались впускать еврейских беженцев. Нет, Альберта Энштейна, Стефана Цвейга, Зигмунда Фрейда они, конечно, приняли с распростертыми объятиями, а вот для простых смертных установили мизерные квоты.)
Все это – игры большой политики. «Они же, эти фашиствующие прибалты и украинцы, – безобидные, народ их в основной массе не поддерживает. Главное, что они против России и русских, а значит, объективно нам выгодны». Не боитесь доиграться, господа? Ведь и в 1933 году никто не мог представить, что Гитлеру всего за несколько лет удастся зомбировать народ Баха, Гёте и Канта, сорвать с него тогу просвещенности и обрядить в палаческий балахон? Как могло такое случиться? Насколько должен был помутиться разум у нации?
Первый разлом в полу центральной галереи заполнен запрещенными в Германии после прихода к власти Гитлера книгами. В 1933 году такие книги подвергались публичному сожжению. Пророческими стали слова Генриха Гейне, сказанные столетием ранее: «Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».
После посещения «Яд ва-Шема» я вдруг понял, что палачи лагерей смерти уже не считали евреев врагами, не были исполнены ненависти к своим жертвам. Они просто не считали их живыми существами. Они добросовестно делали свою работу. Загнали партию обреченных в газовую камеру (чтобы побольше вошло – с поднятыми руками), детей пошвыряли сверху, включили газ – и через полчаса освобождай помещение от трупов для следующей партии. Угарный газ убивает медленно? Заменили его на инсектицид с почти мгновенным эффектом. И ведь не для того, чтобы жертвы меньше мучились, просто работы очень много, производительность «окончательного решения еврейского вопроса» надо повышать…
Наверняка лидеры цивилизованных и демократических стран, смотрящие сквозь пальцы на ренессанс фашизма в Восточной Европе, все как один побывали в «Яд ва-Шеме». Неужели не проняло?
Из музея посетители сразу попадают в Зал Имен. Его стены - стеллажи, заполненные черными папками. В них – более 2 миллионов Листов свидетельских показаний с именами и краткими биографическими сведениями о жертвах Катастрофы. Всего здесь увековечено 4,5 миллиона из 6 миллионов погибших. Часть стеллажей пока пустует.
Центральная часть Зала Имен представляет собой вырубленный в скале конус, десять метров в высоту и около семи в глубину. На внутренней поверхности верхней части конуса на фоне фрагментов Листов свидетельских показаний размещены более 600 фотографий погибших. Фотографии жертв отражаются в воде, которая заполняет основание нижней части конуса, символизирующей провал в бездну.
В дальнем конце Зала Имен – стеклянный экран, на который проецируются сканированные копии Листов свидетельских показаний. Рядом – вход в компьютерный центр, где можно осуществить поиск имен погибших. Здесь же находятся еще не заполненные бланки Листов свидетельских показаний для увековечения имен жертв, а также опросные листы для уцелевших в Катастрофе.
Фото автора.
Продолжение следует.
Справка:
Пресс-тур «Открытие Израиля» делегации руководителей региональных СМИ России проходил с 17 по 21 июля 2016 года. Организаторы: МИД Израиля, посольство Израиля в РФ, Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС), Федеральная еврейская национально-культурная автономия Фенка, Сионистская федерация России и Евроазиатский еврейский конгресс.