Виктор Руденко, главный редактор газеты «Коммуна», г. Воронеж, член АРС-ПРЕСС
Угрозы со стороны США
Наконец вопросы к ЦвиМагену были исчерпаны, и бывший дипломат передал слово своим коллегам.
Сара Файнберг работает над изучением израильских интересов на постсоветском пространстве, а также отношений с диаспорой в США и Франции. Российским журналистам она рассказала о ситуации в Северной Америке и Европе, которая вызывает беспокойство ее страны.
– Первый момент – это предвыборная кампания в Америке, – начала свое выступление бывшая француженка. – Особенно период смены власти в США, между выборами в ноябре и моментом, когда президент реально приступает к исполнению своих обязанностям в январе следующего года. В нашем институте некоторые опасаются, что президент Обама будет пытаться протолкнуть свой первоначальный план– это не только ядерная сделка с Ираном, но и урегулирование палестино-израильского конфликта. Для него это важно, крайне важно, записать себе в заслуги, восстановить имидж США, ведь кроме успешного иранского соглашения время его правления принято в общих чертах считать провалом американской политики.
Поэтому в Израиле есть опасение неожиданной инициативы США, но уже по палестинскому вопросу. Например, предложение документа Совету Безопасности ООН, который включает новые принципы урегулирования палестино-израильского вопроса.
Не менее опасно выглядит альтернатива, что подобный документ будет представлен одной из европейских стран, например, Германией. Параллельно с этим моя родная Франция выдвинула новые инициативы. Ониинтересны тем, что впервые предлагается вести переговоры без участия израильтян и палестинцев. Несмотря на явные признаки того, что инициатива не будет реализована, она иллюстрирует, если хотите, крайне успешные стратегии палестинских лидеров по выходу из формата двухсторонних переговоров, и давлению на Израиль снаружи, включая санкции. Это война на дипломатическом фронте.
С нашей точки зрения, «формат окончательного решения палестино-израильского конфликта» проблематичный. Мы смотрим на конфликт иначе, чем смотрят на него европейцы и американцы. И хотим совершенно иного подхода – временных, постепенных, пошаговых переговоров по урегулированию конфликта.
Второй момент, волнующий нас, - это нарастающая делегитимизация Государства Израиль на уровне общественного настроения и круга лиц, принимающих решения – особенно в Брюсселе и Вашингтоне. Эта опасность настолько возросла в последнее время, что даже директор нашего института, бывший начальник военной разведки, считает, что это стратегическая угроза. Всемирное движение BDS («Бойкот, изоляция, санкции») давит на общественное мнение, на правительства в США и Европе с предложением ввести экономические санкции против Израиля. Не будем забывать, что движение не спонтанное, что у него есть финансирование…
Теперь я хочу представить вам некий документ, который опубликован в прошлом году, – документ о гармонизации европейского права и европейской практики по отношению к странам-оккупантам. Интересно, что на всем белом свете, – вслед за своим коллегой Сара Файнберг процитировала Александра Солженицына: «Мир такой большой, – сказал узник ГУЛАГа, – а жить негде», и затем продолжила свою мысль. – Они нашли три страны-оккупанта – это РФ, наше любимое Государство Израиль, а третья – Марокко. Так что мы стоим здесь на одном уровне с Российской Федерацией.
Точки несоприкосновения
Бывший сотрудник Совета национальной безопасности Вера Михлин-Шапир в области научных исследований специализируется на израильско-российских и израильско-европейских отношениях, российской политике, в том числе и внешней, а также российской и европейской военной политике.
Журналистам она рассказала о своем видении отношений между нашими странами. Эксперт напомнила о том, что истоки сионистского движения – в царской России, лидеры сионистского движения приехали в основном из царской России. Патриотические еврейские песни – это русские песни, переведенные на иврит, например, «Катюша». В Израиле живет миллион русскоязычных, которые являются носителями русской культуры. Между израильтянами и россиянами есть понимание в оценке исторических событий, в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. В Израиле открыты монументы Красной Армии, которая победила фашизм.
– Я думаю, что у нас схожий менталитет, – поделилась своими размышлениями эксперт. – Израильтяне любят говорить, что они понимают русских, что им приятно с ними работать. Есть симпатии между лидерами стран. Если смотреть на экономические отношения, то сейчас товарооборот составляет около 3 млрд долларов. На правительственном уровне действует смешанная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, начата работа по созданию зоны свободной торговли, есть межправительственная комиссия, которую возглавляет заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович. Есть интерес частных компаний: недавно подписан договор с Чеченской республикой на строительство молочного комплекса, другая компания выходит на российский рынок с сетью кафе.
В чем же израильтяне видят проблемы в отношениях между странами?
– Последние 25 лет развиваются очень дружелюбные, дружеские отношения между нашими странами. На Ближнем Востоке у нас союз, понимание, и координация. Политический диалог в целом развивается хорошо. И мы видим, что есть встречи, что израильский премьер-министр приезжает в Москву и дверь ему открыта. Но в то же время есть вещи, с которыми мы не соглашаемся с Россией. Самая популярная тема, о которой говорили много лет подряд и до сегодняшнего дня, – это отношения с Ираном. Каждый раз, когда премьер-министр приезжает в Москву, обсуждается проблема торговли оружием с Ираном, отношения Российской Федерации и «шиитской оси» – это Иран, шиитская милиция, «Хезболла». Еще одна точка – это отношения России и организации ХАМАС. Когда ее лидеры приезжают в Москву, это более чем неприятно Израилю.
Вторая проблема – это голосование в международных организациях. У Израиля очень тяжелая ситуация на международном фронте. Когда арабские страны голосуют за резолюции ООН, то у нас нет никакого шанса выиграть в этой борьбе. До сегодняшнего дня РФ голосует за резолюции, которые не очень хороши для Израиля. Но когда вопрос переходит в Совет безопасности, там уже игра более развитая: есть отношения с Америкой, есть отношения с Россией, с другими странами. Премьер-министр разговаривал с президентом Путиным об использовании Россией право вето в Совете безопасности. В целом же, когда смотрим на линию РФ в ООН, то видим, что Россия выступает за интернационализацию палестино-израильского конфликта, а мы хотим решать проблемы путем двухсторонних переговоров.
Понимаем, что у России многополярная, многовекторная политика, и что Израиль не в центре политики РФ. Но в то же время спрашиваем себя: где мы в большой политике России?
Подвел итог полуторачасовой встречи Цви Маген:
– Мы не во всем согласны с Россией и наоборот – Россия не во всем согласна с нами. Россия – великая держава, у нее много интересов, много государств окружают ее, у нее, как было уже сказано, многовекторная политика, и поэтому не все однозначно, не все просто. Но есть очень широкий и очень большой круг интересов, начиная с симпатий политических лидеров и заканчивая экономическими, наработанных историей, большими усилиями за последние четверть века, – и этот позитив стоит сохранить. Достояние – точное слово! – кровью и потом заработанное достояние. Не имеет значения, чем и как кончаются те или иные разборки между нами и соседями, между Россией и ее соседями, так или иначе нам бы хотелось видеть Россию среди наших друзей, и наоборот – тоже.
Подготовил Виктор Руденко.
Воронеж – Тель-Авив – Воронеж.
Фото Виктора Руденко.
На снимке:
Сара Файнберг.
Вера Михлин-Шапир.