Олег Каштанов, главный редактор газеты «Известия Мордовии». Возглавляет издание 13 лет. Газета «Известия Мордовии» на протяжении ряда последних лет возглавляет рейтинг подписки в регионе. Это - одна из старейших газет в Мордовии, день ее рождения – 18 августа 1918 года! Средний возраст журналистов «Известий Мордовии» при этом едва превышает 30 лет. Кстати, символично: 100-летие газеты практически совпадает с проведением в Российской Федерации, в т.ч. и городе Саранске, Чемпионата мира по футболу 2018 года.
- Тираж «Известий Мордовии» составляет 16 тысяч экземпляров. Несмотря ни на какие трудности, по результатам подписки на 2 полугодие 2016 года «Известиям Мордовии» удалось удержать первое место (со значительным отрывом!) Соотношение подписного и розничного тиража: 75% и 25%. Однако, справедливости ради необходимо отметить, что часть тиража газета реализует предприятиям, учреждениям, домоуправлениям, больницам самостоятельно.
- Сотрудничали ли Вы с ФГУП «Почта России» по поставкам прессы для розничного распространения до начала пилотного проекта?
- За время своего существования газета «Известия Мордовии» прошла разные этапы взаимодействия с «Почтой России». Были взлеты и падения. Многие наши читатели помнят еще те времена, когда «Советская Мордовия» (так называлась наша газета до 90-х годов прошлого века) была единственным и самым правильным рупором власти в нашей республике и стоила 2 копейки за экземпляр. Однако давайте говорить правду до конца: и в советские времена газета не была «копеечной».
Прошли времена, многое поменялось в нашей жизни, но газете «Известия Мордовии» удалось за эти годы сохранить самое важное – не потерять интерес читателей и партнерские, дружеские связи с «Почтой России»! Мы всегда поставляли газету «Известия Мордовии» в розничную торговлю, конечно, раньше это были чисто символические продажи.
- Были ли у Вас проблемы в самом начале участия в пилотном проекте? Какие именно?
- Как и в любом начинающемся процессе, да, были. В начале сотрудники почтовых отделений, да и руководители ОПС в Саранске не понимали важности пилотного проекта для них самих. Не с первого, а, пожалуй, с пятого раза в иных ОПС «сдались», перестали ссылаться на то, что «газеты воруют с барьеров», «газеты исписывают ручками»… Инспектору пилотного проекта по Мордовии приходилось много раз объяснять значение барьерной выкладки социально значимых газет, работы по их качественной продаже, сокращению возврата печатной продукции. Большую и своевременную помощь оказало нам в этом деле руководство Почты Мордовии, и прежде всего ее новый руководитель – Вячеслав Александрович Макейчев.
-Удалось ли Вам увеличить продажи Вашего издания после начала пилотного проекта?
- Безусловно. С началом пилотного проекта было увеличено количество газет для продажи. Увеличение составило примерно 40%. Однако, мы активно отслеживаем и вопросы, связанные с качеством продаж в отделениях почтовой связи. Важно не просто положить на барьер газету и разместить на ней ценник, нужно операторам, почтальонам организовывать «активные продажи», рекомендовать клиентам приобретать издания, минимизировать возврат газет. Это не секрет, здесь вопрос упирается прежде всего в мотивацию работников ОПС.
- Чего, на Ваш взгляд, не хватает в пилотном проекте? Как его можно улучшить, дополнить?
- Самое важное, что пилотный проект позволил сблизить позиции издателей и Почты, сделал их партнерами не на словах, а на деле. Важно проект продолжить. Пользуясь случаем, выражаю признательность АРС-ПРЕСС за идею и воплощение в жизнь такого значимого проекта. Этот опыт следует, на наш взгляд, распространить в других регионах.
- Какие выявились проблемы в организации продаж печатной прессы в почтовых отделениях? Как, на Ваш взгляд, их можно решить?
- Как показывает анализ продаж газеты в отделениях почтовой связи, многое зависит от нацеленности на конечный результат прежде всего начальников ОПС, от их умения сплачивать коллектив. В некоторых ОПС, вроде бы, созданы хорошие условия для работы: просторные помещения, все необходимое для успешной работы, а результаты оставляют желать лучшего. И обратный пример: некоторые отделения связи ютятся в небольших однокомнатных квартирках многоэтажных домов, а продажи газет в них месяц от месяца растут. Здесь есть над чем подумать.
- Как вы оцениваете потенциал почтовых отделений как точек розничных продаж печатной прессы?
- Глубоко убежден, что потенциал почтовых отделений велик и пока не раскрыт до конца. Продолжая совместную работу, мы, со своей стороны, всячески поддержим почтовиков. В прошлый День Российской Почты приняли активное участие в празднике на региональном уровне, поощрили лучших работников почты памятными подарками.
- Как Вы оцениваете перспективы печатной прессы? Некоторые предсказывают газетам скорую смерть…
- Журналисты – самый оптимистичный народ. Убежден: слухи о смерти газет явно преувеличены. Даже в эпоху интернета читатели по-прежнему ждут встречи с любимым изданием, как и много лет назад.
- Какая пресса, на Ваш взгляд, больше востребована в российских регионах? Региональная или федеральная?
- Об этом можно судить по тиражам. Несмотря на трудности в экономической жизни, в регионах по-прежнему, востребованы, к примеру, «Российская газета», «АиФ», «Комсомольская правда», но популярными и более читаемыми сегодня все-таки являются региональные и районные газеты. Они ближе к читателям, своих журналистов знают, что называется, в лицо!
- В чем секрет успешной газеты?
- На эту тему написано и сказано немало. Коммерческий успех любого дела зависит от прибыли при продажах. Слово «маржа» стало привычным не только для бухгалтеров, но и для нас, газетчиков. Однако не только в марже дело. Важно улавливать дух времени, интерес читательской аудитории. Газета должна быть востребованной, в этом и заключается секрет успеха.
- Что Вы можете пожелать другим участникам проекта «Пришел на почту – купил газету»?
- Приятно видеть человека, покупающего на почте газету. Как правило, это интеллигентного вида, состоявшийся человек, интересующийся жизнью, новостями. Хотелось бы, чтобы к увлекательному и непростому процессу чтения газет примкнула наша молодежь, дети. Многие, к сожалению, разучились читать газеты, а это неправильно даже в эпоху глобальных технологий. «Известия Мордовии», к примеру, планирует в следующем учебном году совместно с республиканским министерством образования провести с учащимися школ серию сочинений на тему: «Газета в жизни - надо с начальной школы, если не с детского сада…
- Что бы Вы пожелали сотрудникам почтовых отделений, продающих Вашу газету?
- Оптимизма и доброжелательности, без которых невозможно работать с клиентами на почте. И конечно, крепкого здоровья, благополучия, успехов!