«Моя стратегия успешной газеты» - так называлась книга, написанная некогда Олегом Третьяковым, на протяжении 13 лет руководившим одним из самых интересных региональных изданий России – газетой «Деловой Петербург». В числе факторов, влияющих на успешность регионального печатного издания, известный мэтр рынка распространения назвал слаженный творческий коллектив журналистов, грамотную редакторскую работу, партнерские отношения с хорошей типографией и ряд других условий, важность которых признается многими издателями. Но в книге О.Третьякова отсутствует указание на такой фактор успешности издания, как партнерские отношения с распространителями прессы. Между тем, именно этот фактор выходит сегодня на передний план на отечественном рынке распространения прессы. Особенно в условиях экономического кризиса. И особенно – для региональных общественно-политических газет, статус которых неизбежно выводит их за рамки коммерческих правил игры. Но есть маркетинговые методы, позволяющие управлять тиражами и в условиях таких ограничений.
На поиск и отработку таких методов направлен совместный проект Почты России и Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) «Пришел на почту – купил газету» - http://old.arspress.ru/news/site_news/58222/. Напомним: проект стартовал в сентябре 2015 года и проводится в пилотном режиме в 10-ти регионах Российской Федерации: Архангельской области, Республике Башкортостан, Владимирской области, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Мордовия, Московской, Ростовской, Самарской и Свердловской областях.
За несколько месяцев работы проекта его участники собрали много информации и массу впечатлений, о которых мы продолжаем рассказывать в новой еженедельной рубрике «Вести почтового проекта АРС-ПРЕСС».
Сюжет второй – «Ростов-папа и столица Поволжья Самара»
Инспектор – латинское слово. В переводе на русский язык означает «наблюдатель». Но ограничиться простым наблюдением за продажами прессы в почтовых отделениях у инспекторов проекта «Пришел на почту – купил газету» не получается. Любой инспекторский выход состоит из множества бесед с сотрудниками почтовых отделений. Самый главный вопрос: «Почему?» Где-то нет выкладки. Где-то выкладка есть, но нет ценников. В другом месте выкладка отличная, но только на стеллаже за спиной у оператора. А на барьере она отсутствует. Где-то очень высокие продажи прессы, но также велики и возвраты. А есть еще отделения, где возвратов практически нет, но издания заказываются лишь в количестве одного-двух экземпляров. Задача инспектора состоит в том, чтобы выяснить причины каждой из этих ситуаций. И главное – всегда и везде он должен быть доброжелателен и позитивен. Он – новый человек в почтовом отделении, и ему надо прежде зарекомендовать себя, чтобы заслужить доверие почтовиков. Для того, чтобы выяснить все досконально, инспектору приходится постоянно ставить себя на место почтового сотрудника. И еще необходимы качества хорошего психолога. Иначе люди будут замыкаться в себе, и получить от них объективную информацию будет невозможно. В полной мере ощутила это на себе инспектор проекта в Ростовской области Л.В. Осьминина. В октябре 2015 года она обошла ряд отделений почтовой связи в Ростове-на-Дону, пообщавшись в каждом из них со всеми работающими там сотрудниками. Первая проблема, с которой она столкнулась – загруженность сотрудников отделения выполнением текущих задач.
Как следствие, своевременная выкладка печатных изданий и ценников не всегда рассматривается в качестве приоритетной задачи.
Дополнительная проблема продаж прессы - отсутствие торгового оборудования, позволяющего и продемонстрировать газету людям, и избежать ситуации, когда посетитель отделения берет газету с собой, «забыв» за нее заплатить. Инспектор из Самарской области Т.М. Мельникова уже в первый месяц реализации проекта столкнулась с этой проблемой в обследованных ею почтовых отделениях. Узнав о проекте «Пришел на почту – купил газету», сотрудники отделений начали активно выкладывать региональные издания на барьеры. Часто – по несколько экземпляров одного и того же номера. Как следствие, издания стали активно продаваться. Но через несколько недель выкладка на барьерах прекратилась из-за пропаж выкладываемых изданий. Мельникова провела исследование ситуации в различных районах Самарской области и убедилась в том, что проблема пропаж в октябре 2015 года возникла практически повсеместно. В результате в некоторых отделениях издания большую часть времени лежали в «безопасном месте», а затем отправлялись на канал списания.
Описанные проблемы не стали поводом опустить руки ни для сотрудников Почты России, ни для инспекторов АРС-ПРЕСС. Совместными усилиями им удалось разработать план оперативных мероприятий по решению этих проблем. На первом месте по эффективности оказалась разъяснительная работа с сотрудниками почтовых отделений. Как следствие, уже в ноябре 2015 года в Ростовской и Самарской областях удалось существенно улучшить показатели выкладки региональных изданий на барьерах в почтовых отделениях. В частности, в Самарской области процент наличия изданий в почтовых отделениях увеличился с 7% в октябре 2015 года до 54% в ноябре 2015 года. Полученный опыт решения текущих проблем создал новый формат сотрудничества руководства почтовых филиалов с издателями. Возник единый алгоритм действий, в результате которого общими усилиями, при поддержке центрального офиса Почты России, проблема решается.
Альянс руководителей региональных СМИ России благодарит сотрудников центрального аппарата Почты России и филиалов в Ростовской и Самарской областях, которые оказали проекту поддержку и способствовали его быстрому запуску.
Большую признательность АРС-ПРЕСС выражает также коллективам ростовского издательского дома «Наше время» и самарского издательского дома «Социальная газета». Их усилиями был получен бесценный опыт взаимодействия с сотрудниками региональных филиалов Почты России в условиях оперативного решения возникающих проблем. Надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества.