Александр Сысоев, г. Рыбинск, Ярославская область, партнер АРС-ПРЕСС.
В эти дни в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств в Санкт-Петербурге проходит выставка «Альберт Эдельфельт и Романовы. Финский художник при Русском императорском дворе». На ней представлена картина с изображением двух сыновей Великого князя Владимира Александровича Романова, считавшаяся утраченной после Октября 1917 года. Два года назад в результате культурного сотрудничества российских и финских искусствоведов она была обретена в фондах Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Полотно размером 46 x 56,9 см поступило в Рыбинский городской музей из Петрограда в 1920 году благодаря стараниям публициста, краеведа и общественника Алексея Золотарева, который является основателем музейного и архивного дела в Рыбинске. Ярлык на оборотной стороне «Владимiрскiй Дворецъ / №00093/СПб» свидетельствует, что прежде картина находилась в коллекции произведений искусства в петербургском дворце великого князя Владимира Александровича Романова. В левом нижнем углу автограф финского художника шведского происхождения Альберта Густава Аристида Эдельфельта (1854-1905).
Поскольку сведения о тех, кто изображен на портрете, отсутствовали, портрет выставлялся в музее под условным названием «Дети». Музейные работники принимали одетых в платьица очаровательных малышей с кудрявыми вьющимися волосами за девочек. И в техпаспорте картины, составленном в 1980-е годы, было указано, что на ней изображены девочки.
Первым на пороге раскрытия их инкогнито оказался заместитель директора Рыбинского музея-заповедника Сергей Овсянников. В 2013 году в процессе подготовки выставки «Дом Романовых. Цари. Личности. Люди» он провел большую исследовательскую работу. Сергей Николаевич выявил сходство детей на портрете со старшими сыновьями Великого князя Владимира Александровича Романова – Кирилла и Бориса, – изображенными на старой фотографии вместе матерью Марией Павловной. И на картине Альберта Эдельфельта, написанной им в 1881 году, и на фотографии начала 80-х годов XIX века мальчики были в платьях.
Сейчас это кажется странным, но применительно к тому времени в высшем свете была традиция одевать мальчиков до 7 лет в платьица, как девочек. Считалось, что дети в этом возрасте чисты и безгрешны, и, будучи подобны ангелам, словно бы не имеют пола. С семи лет детей одевали, согласно их полу.
Догадку Сергея Овсянникова четыре года спустя подтвердила Сани Контула-Вебб – финский искусствовед, знаток творчества Альберта Эдельфельта.
Запрос с именем художника, вбитый в поисковике на кириллице, вывел ее на сайт Рыбинского музея-заповедника. Там она увидела портрет, не встречавшийся ранее, но показавшийся знакомым. Сани Контула-Вебб сверила обнаруженное изображение с фотографиями эскизов к картинам Альберта Эдельфельта, которые хранятся в Художественном музее «Атенеум» в Хельсинки – главном музее Финляндии. На одном из эскизов были изображены дети с указанием имен – Кирилл и Борис. Особенно заметно сходство четырехлетнего Бориса Владимировича.
8 апреля 2017 года Сани Контула-Вебб приехала в Рыбинский музей-заповедник и, ознакомилась с картиной, сверила с эскизами и подтвердила ее подлинность. Эта находка в Рыбинском музее-заповеднике стала настоящей сенсацией: уже сто лет картина считалась в Финляндии утраченной!
Портреты детей Великого князя Владимира Александровича Романова открыл для него путь в фавориты российского Императорского двора. Альберт Эдельфельт был придворным художником на протяжении 15 лет, из-под его кисти вышли портреты императоров Александра III и Николая II.
Братья-погодки, великие князья Кирилл и Борис Романовы сделали успешную военную карьеру. В Первую мировую войну Кирилл Владимирович командовал Гвардейским флотским экипажем, а Борис Владимирович курировал казачьи войска. После отречения августейшего дяди, императора Николая II в 1917 году они эмигрировали в Европу. В 1924 году Кирилл Владимирович объявил себя российским императором в изгнании. Кирилл скончался в 1938 году, а Борис – в 1943,
18 – 24 апреля 2017 года в картинной галерее Рыбинского музея-заповедника по инициативе Сергея Овсянникова прошла мини-выставка, посвященная вновь обретенному художественному шедевру Альберта Эдельфельта. Тогда же обговаривался вопрос об ее экспонировании на выставках за пределами Рыбинска. Самому Сергею Николаевичу осуществить этот проект не удалось. Он скончался от тяжелой болезни в октябре 2017 года. Задуманное осуществили его коллеги.
С 14 ноября 2019 по 19 января 2020 года в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств в Санкт-Петербурге в рамках VIII Международного Культурного форума проходит выставка «Альберт Эдельфельт и Романовы. Финский художник при Русском императорском дворе». Там впервые за 100 лет собраны вместе полотна Эдельфельта из Эрмитажа, финского музея Serlachius и частной финской коллекции, а жемчужиной выставки стал портрет с изображением сыновей Великого князя Владимира Александровича Романова из Рыбинского музея-заповедника. Организатором и куратором выставки стала Сани Контула-Вебб.