Наталья Михальченкова, полномочный представитель АРС-ПРЕСС по Московской области, член Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, член Координационного совета региональных СМИ при Общественной Палате РФ, член АРС-ПРЕСС.
Неделей высокого уровня завершилась 74-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Но событие такого масштаба не может завершиться одномоментно. Это установочная сессия на весь новый международный политический год. Её события по-прежнему остаются в новостной повестке, получая развитие и обрастая новыми информационными поводами. К ней не раз будут возвращаться и политики, и журналисты. По разным поводам.
Есть такая необходимость и у меня. Скажем так, для осмысления. Эмоции улеглись, впечатления требуют подтверждения. Я впервые была на сессии Генассамблеи. Впервые была в США, в Нью-Йорке. Эта возможность появилась, когда меня как представителя общественной организации АРС-ПРЕСС в рамках совместного проекта
«Рядом с министром» включили в состав журналистского пула Министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова. А принимающая сторона, которой, в данном случае, являются Соединенные Штаты Америки, на территории которых, в Нью-Йорке, располагается основная штаб-квартира Организации Объединенных Наций, не возражала против моего приезда, выдав многократную визу на целый год. Не мне одной. Когда перед отлётом из Внукова, Сергей Викторович зашёл к журналистам поздороваться, он отметил этот факт шуткой. Смысл её был понятен всем.
Виза ви
Пока мы недоумевали, как можно было не выдать визу почти половине правительственной делегации Ирана, которая летела на центральный международный форум, где всеобъемлюще рассматривается широкий спектр наиболее актуальных проблем современности, как подоспела ещё одна новость: в визе отказали нескольким нашим дипломатическим сотрудникам и двум депутатам Госдумы… По сути, это нарушение международных обязательств. Недоумение выросло в разы. Его накал не сбило появившееся следом объяснение: визы выданы, но произошла техническая задержка. Как бы там ни было, часть российской делегации не смогла сопровождать министра в его поездке на 74-ю сессию Генассамблеи. Хотя, нет. Один человек всё же получил паспорт в последний момент. Это был переводчик с японского. Его квалификация невероятно велика, настолько, что Сергей Викторович обратился к Министру иностранных дел Японии, встреча с которым предстояла на полях сессии Генассамблеи, с просьбой о содействии. Господин Т. Мотэги её выполнил, за что Лавров в начале встречи искренне поблагодарил его.
Тогда у многих возник вопрос: не было ли у Лаврова желания «развернуть самолёт над Атлантикой»? Не было. Позже в эфире программы «Большая игра» официальный представитель МИД России Мария Захарова объяснила, почему министр иностранных дел Сергей Лавров полетел в Нью-Йорк для участия в мероприятиях Генассамблеи ООН, несмотря на невыдачу виз для части российской делегации.
"Сейчас задачи совершенно иные – как раз минимизировать тот ущерб, на который рассчитывали те люди, которые попытались остановить российскую делегацию. Зачем же нам было им подыгрывать", ‒ сказала Захарова.
«Визовый вопрос» буквально открыл встречу С. Лаврова и Госсекретаря США М. Помпео, которая проходила в последний день сессии и длилась около часа. Разумеется, он прозвучал и на итоговой пресс-конференции нашего министра с ооновскими журналистами. Отвечая на него, Сергей Викторович сказал, что М. Помпео заверил его, а у него нет оснований сомневаться в его словах, что невыдача виз стала неприятной неожиданностью не только для Госсекретаря, но и для Президента США. Начато расследование.
Да и то понятно: в США сейчас идёт война элит – выборы президента страны грядут.
В любом случае, как заявил наш министр, в Москве учтут эту ситуацию с невыдачей виз во время будущих мероприятий в США: "Мы будем перепроверять десять раз, насколько чиновники, которые выдают визы, имеют инструкции от руководства Госдепартамента".
Начнётся ли «визовая война», неизвестно. Но предложения ответить «поадекватнее» уже звучат. Например, провести заседание Первого комитета ГА ООН не в США (МИД РФ). Или вообще перенести штаб-квартиру ООН из Нью-Йорка в другие страны. К слову, на месте расположения штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке тогда, 75 лет назад, настоял Андрей Андреевич Громыко - первый постоянный представитель СССР в ООН.
«Лучше десять лет переговоров, чем один день войны»
Кстати, в завершение недели высокого уровня в штаб-квартире ООН была открыта выставка, посвящённая памяти А.А. Громыко, чей авторитет дипломата и человека распространялся на все страны мира. Открыли её Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей.
Сергей Викторович, выступая на церемонии, сказал: «Андрей Андреевич Громыко – без преувеличения легендарная личность. Он по праву занимает достойное место в пантеоне великих деятелей прошлого столетия. Достаточно вспомнить, что еще в 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны, он был назначен Послом Советского Союза в США. Он активнейшим образом участвовал в международных конференциях в Ялте, Потсдаме, Думбартон-Оксе, Сан-Франциско и внес свой вклад в формирование послевоенной архитектуры мироустройства.
Андрей Андреевич Громыко от имени нашей страны скрепил своей подписью Устав ООН, затем стал первым Постоянным представителем СССР во всемирной Организации. Поэтому проведение нынешней выставки в стенах ООН весьма символично.
Андрей Андреевич Громыко на протяжении без малого трех десятилетий руководил внешнеполитическим ведомством, выполнял возложенные на него обязанности с блестящим мастерством. Его высочайший профессионализм снискал ему безусловное уважение во всем мире. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер не раз отмечал масштаб фигуры Громыко, его умение крупно мыслить. Он говорил: «Андрей Андреевич Громыко всегда вёл переговоры не о технических вопросах, а о фундаментальных проблемах, даже когда мы обсуждали конкретные вопросы, например, разоружение».
… Убежден, что сегодняшняя выставка позволит многим поближе ознакомиться с дипломатическим наследием Громыко, по достоинству оценить масштаб этой действительно выдающейся личности.
В заключение хочу напомнить его слова, которые как нельзя актуальны в сегодняшнем мире, в котором накапливаются проблемы в сфере безопасности, стратегической стабильности. Когда обсуждались процессы переговоров с американской стороной по вопросам разоружения, когда его начальством высказывалось недовольство тем, что эти процессы затягиваются, он всегда говорил: «Лучше десять лет переговоров, чем один день войны». Я думаю, что мы должны помнить об этом ради того, чтобы наш мир продолжал двигаться в направлении, которое было задана отцами-основателями Организации Объединенных Наций».
«Немного суетный» график
Так выразился сам Сергей Викторович о своем рабочем графике на 74-й сессии на итоговой пресс-конференции.
Немного суетный. За три с половиной дня Сергей Викторович провёл 31 встречу плюс «коллективные» заседания, как то: два заседания Совета Безопасности ООН (в сентябре они прошли под председательством России), 11-я конференция по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), министерская встреча стран БРИКС, встреча «Россия – государства Южной части Тихого океана», две неформальные встречи в форме рабочих завтраков – министров иностранных дел «пятёрки» постоянных членов СБ ООН и ОДКБ; выступление на общеполитической дискуссии и итоговая пресс-конференция. Про открытие выставки памяти Громыко я сказала выше. А ещё встречи в кулуарах, при которых не обойтись простым приветствием. А очередь из желающих перекинуться парой слов с Лавровым после того, как он покинул после выступления трибуну в Зале Генассамблеи, видели в телерепортажах? Если это «немного суетно», то, что считать размеренным и напряжённым?
На первую встречу - в «Астанинском» формате – Сергей Викторович направился «с корабля», практически сразу после прилёта в аэропорт имени Дж. Кеннеди. После десятичасового пути. Добавьте сюда сюрприз атлантической турбулентности, которая не меньше сорока (!) минут трепала министерский ИЛ-96, как хотела. Но и ИЛ не лыком шит, и экипаж – один к одному профессионалы. Поэтому, подпрыгивая «на ухабах», мы терпеливо ждали, когда вихревые потоки угомонятся. Но впечатлений было! Хотя они вскоре уступили место иным впечатлениям, связанным с работой Генассамблеи и принимающим городом.
Заметки на полях Генассамблеи
Первыми нас настигли две новости – выступление девочки Греты и президента Украины. Что касается Владимира Зеленского, понятно, он как президент Украины уже «стоял в очереди» на трибуну по протоколу. Непонятно, правда, почему не воспользовался своим приёмом для привлечения внимания, а пошёл по проторенному пути? После пробирки с чем-то там, которой в своё время потрясал бывший госсекретарь США Колин Пауэлл, и обломка автобуса в руках Петра Порошенко, пуля несла элемент подражания, снижая яркость восприятия и даже вызывая печальную улыбку. Да и специалисты сразу раскритиковали «финт» и по форме, и по содержанию. Перепутал сцену и трибуну главной международной организации? Ну, видно, в колее удобнее идти. Да и с чего я взяла, что будет по-другому? Очень хотелось, видимо. Новый политик. Молодой. Но уже хочет, чтобы пятнадцать минут его выступления «изменили мир». Называет краткую беседу с Лавровым на официальном приёме переговорами. Журналисты искали с ним встреч ещё и по другому поводу – по поводу скандала, связанного с публикацией его телефонных переговоров с Трампом. Но он «закрылся».
А вот озлобленная девочка Грета… Кто привёл её к микрофону ООН? О чём пекутся спрятавшиеся за её спиной люди? Ребёнок Донбасса, например, может вот так – прийти, сесть и рассказать, почему он боится выходить на улицу? Кто спорит, озаботиться надо и потеплением, и выбросом СО2, но разве это наиважнейшая задача, пока детство в иных странах мира недоедает, страдает от недостатка питьевой воды, недосыпает, тяжело работает, ходит в обносках или, хуже того, прячется в подвалах и погребах от снарядов?! Кто за них беспокоится? За их украденное детство? Такие вот заметки на полях Генассамблеи.
Хорошей новостью для всех стала встреча глав внешнеполитических ведомств России и Грузии – первая с 2008 года. Она не была анонсирована заранее. Прошла по инициативе и при содействии Швейцарии. Разумеется, о результатах этой встречи Лаврова спросили журналисты на итоговой пресс-конференции, цитируя главу МИД Грузии Давида Залкалиани, который к тому времени дал развёрнутый комментарий. Лавров признался, что это вызывает у него лишь улыбку и недоумение. "Он интересовался, когда можно будет авиасообщение возобновить, - подтвердил Сергей Викторович. - Я ему объяснил, что мы никогда не искали искусственных поводов для ссоры с Грузией, и, если грузинское руководство сможет ответственно продвигать свою позицию в пользу нормальных отношений с Россией и не будет озираться на русофобов, которых сейчас там пытается опять, по-моему, прежний президент поднимать на борьбу уже с режимом в Тбилиси, тогда я бы лично сообщение воздушное возобновил".
Работа. Такая работа
У меня не было «телетайпного» задания, я имела возможность наблюдать за работой большого форума в течение нескольких дней. Это был интересный опыт. Мимо наяву, а не по телевизору, проходили политики с узнаваемыми лицами. Улыбчивые. Коллеги из федеральных СМИ «охотились» за ними, ведь их соревнование на самую быструю и оригинальную новость не заканчивается никогда. Сотрудники дипломатических ведомств и постоянных представительств стремительно передвигаются по этажам и коридорам в постоянных заботах об обеспечении необходимого уровня проводимых встреч.
Обычная работа необычного форума с тревожным фоном реальности, где несколько государств пытаются подменить Устав ООН и другие нормы международного права сводом неких правил, выработанных в «клубе по интересам» и по которым стремятся реорганизовать миропорядок; где за рамками остаются насущные вопросы современности, которые затушевываются наносными проблемами, где растёт число инициатив-троянов, подрывающих авторитет и легитимность ООН.
А на России, как всегда, к её исторической миссии по сохранению мира, на этот раз – сохранить ООН как уникальную и безальтернативную площадку для равноправного диалога, направленного на выработку решений, учитывающих весь спектр точек зрения.
«В преддверии очередного юбилея ООН хотел бы подчеркнуть: ооноцентричная система миропорядка, несмотря на все испытания, сохраняет устойчивость, обладает большим запасом прочности. Она – своего рода страховочная сетка, гарантирующая, если уважать Устав, мирное развитие человечества через нахождение баланса порой весьма противоречивых интересов различных стран.
Наверное, главный вывод по итогам этих 75 лет состоит в том, что по-прежнему востребован полученный в годы той жесточайшей войны опыт деидеологизированного сотрудничества государств перед лицом общей угрозы.
Сегодняшние угрозы и вызовы таят не меньшие опасности.
Лишь работая сообща, мы сможем эффективно на них реагировать. Полвека назад выдающийся российский ученый и общественный деятель, Лауреат Нобелевской премии Андрей Дмитриевич Сахаров написал такие слова: «Разобщённость человечества угрожает ему гибелью… Для человечества отойти от края пропасти – значит преодолеть разобщенность». Именно в единении видели основную задачу ООН ее отцы-основатели. Давайте будем достойны их наследия и их памяти».
(Из
выступления Сергея Лаврова на общеполитической дискуссии 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 27 сентября 2019 года)
Едва мы вернулись домой, нас встретила новость: США расширили список санкций против России… Да, похоже, не сегодня наступит мир во всем мире…
Фото автора.
Больше фото смотрите
здесь.