Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»
Время проведения: 31 августа — 22 сентября 2019 года
ЧУ-МА — слоговая аббревиатура, весело придуманная студентами ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа, где с 1924 по 1930 год учились Семён Чуйков и Евгения Малеина.
Он — будущий советский живописец, лауреат двух Сталинских премий, будущий народный художник СССР и будущий академик. Она — любимая ученица Роберта Фалька и жена Семёна Чуйкова.
ВХУТЕМАС — детище революции, детище двадцатых годов — своеобразное и колоритное явление. «Левое искусство» предреволюционных лет: футуризм, кубизм, конструктивизм и пр. — в двадцатые годы занимало господствующее положение. В частности, советская художественная школа возглавлялась членами таких творческих объединений, как «Бубновый валет» (впоследствии «ОМХ») — Р. Фальк, П. Кончаловский, И. Машков, А. Куприн, А. Осмёркин; «ОСТ» — Д. Штеренберг; «Четыре искусства» — В. Фаворский, П. Кузнецов; «Маковец» — С. Герасимов, Н. Чернышёв, А. Шевченко, М. Родионов. Из «правых» преподавал только Д. Кардовский. Кроме него, все профессора были последователями и проводниками новейшей французской живописной школы. Начиная с третьего курса студенты имели право выбирать себе мастерскую того или иного профессора для дальнейшего обучения. Больше всего было желающих идти в мастерскую Р. Фалька. Его учениками и являлись ЧУйков-МАлеина.
Оба — Семён Чуйков и Евгения Малеина — художники большой силы таланта. На выставке представлены их живописные этюды, среди которых — никогда ранее не выставлявшиеся, хранящиеся в семье Ивана Чуйкова. К примеру, незаконченный портретный этюд «Неприкасаемая» из индийской серии С.А. Чуйкова или «Портрет Ивана» Е.А. Малеиной, исполненный с такой живописной тонкостью и убедительной пластичностью, что ошеломляет.
Зритель откроет для себя художника Василия Чуйкова, младшего сына Чуйковых. На выставке представлены его станковые произведения, в частности, натюрморты — с психологичными, индивидуализированными образами, с цветовой настроенческой средой. В этих философских картинах выявлена суть вещей.
Слоговая интрига «ЧУ-МА» имеет продолжение в семье старшего сына Чуйковых: Иван Чуйков — Галина МАлик.
Иван Семёнович Чуйков — представитель неофициального искусства, участник группы «Сретенский бульвар», художник московского концептуализма. Живописец, график, автор объектов. Человек парадоксального творческого мышления: «У меня нет почерка. Но вместо этого у меня есть метод. Это метод соединения реальности и фикции, одного способа репрезентации с другим, в частности, метод инверсии. Парадокс, конечно, лежит в основе творчества. Он и в противоречии: картина есть некий объект; в то же время она — иллюзия. Вот это сочетание объекта и иллюзии, только инверсированной, парадоксальной — должно открыть глаза на истинную суть всякого изображения». И ещё: «Нам всем, за редким исключением, пришлось пройти как бы всю историю искусства XX века, отдавая дань каждому этапу двумя-тремя работами». Устроители выставки вооружились этой фразой и предлагают ретроспективную версию творчества художника (произведения из собраний Третьяковской галереи, Музея-заповедника «Абрамцево», семьи).
Галина Андреевна Малик работала в театре и на телевидении художником по костюмам, позже занялась керамикой, движимая неодолимой внутренней потребностью. Свои блюда, сосуды, чаши она лепит вручную. Рукотворные и изысканные, монохромные и — с глубоким контрастным цветом, декоративные и утилитарные — они, безусловно, художественное явление.
Наконец, третье поколение: Евгения ЧУйкова-МАевская. Дочь художников Ивана Чуйкова и Галины Малик. Училась в Московском полиграфическом институте, закончила Дюссельдорфскую государственную академию художеств. Каждое лето с семьёй проводит в Абрамцеве (устроители выставки привезли работы из её абрамцевской мастерской). Евгения Чуйкова работает с предметами и материалами из повседневной жизни, однако в проектах они обрастают вовсе не бытовыми смыслами. Так, например, зеркала — самое мистичное явление повседневности — получают дополнительную нагрузку палимпсеста. На их амальгаме появляются рукописные цветные тексты. По сути, пластическими средствами воссоздаётся некое пространство языка. Сложно? Но и безумно красиво!
Живописные полотна, объекты и керамические произведения трёх поколений семьи художников Чуйковых зритель сможет увидеть до 22 сентября.
Справки по тел. 8 (496) 543-24-70.