С 27 июля по 25 августа на Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» будет проходить выставка «Николай Ромадин. Ученик Михаила Нестерова». Нынешняя выставка не обязана своим появлением никаким юбилейным торжествам и датам, только — именам, месту и теме. Это объясняется тем, что Николай Михайлович Ромадин (1903–1987) — хранитель традиций классического русского пейзажа. Вместе с тем он — выдающийся пейзажист именно XX века. Все бури и испытания столетия были пережиты им сполна. Ромадинский пейзаж стал частью новой эстетики, интерес к которой не ослабевает в наши дни.
Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) — художник другого времени, другого поколения, стоящий у истоков русского религиозного пейзажа. Именно Абрамцево помогло Нестерову обрести свой особый пейзажный образ и тему.
Судьбоносная встреча двух мастеров состоялась в 1940 году на первой персональной выставке Ромадина в зале Московского товарищества художников. На неё неожиданно в сопровождении дочери Серова пришёл Нестеров (художественных выставок он тогда не посещал). Творчество Ромадина его заинтересовало. В остававшиеся два года жизни Нестеров в своих беседах и переписке с Ромадиным утвердил в нём уверенность в его исключительном таланте, а главное — дал ответы на вопросы духовной, нравственной сущности искусства, которые волновали художника.
Абрамцевская выставка — ретроспективная по характеру, образная по сути — обращается к неизбывной теме русского пейзажа. Благодаря Нестерову Ромадин ушёл от искусства, состоящего «на службе полемики, политики, рецензий», к тщательному изучению натуры, природы — к пейзажам, так высоко оценённым мастером («На Ваших этюдах можно учиться и ими можно наслаждаться… Откуда вы это знаете?»). Своими воспоминаниями, рассказами о Рублёве, Александре Иванове, Врубеле Нестеров ввёл Ромадина в непрерывную, живую традицию национального искусства. «Я русский и должен посвятить себя России, а не аморфному человечеству» (Н.М. Ромадин).
Колористически изысканные, замкнутые в себе, этюдно-вольные, картинно-панорамные — произведения Ромадина (их более пятидесяти) демонстрируются на выставке рядом с этюдами учителя (они являются частью интимного предметного уголка Нестерова). А «Выставка в выставке» с работами 1940-х годов позволяет окунуться в атмосферу «судьбоносности». Основная же идея выставки заключается в том, что ромадинский пейзаж — явление уникальное, а сам художник — классик. Говоря это, мы имеем в виду не звание народного художника СССР и государственные премии, не масштабные персональные выставки и славу крупнейшего советского пейзажиста, художника, чей автопортрет представлен в галерее Уффици, — Ромадин был классиком по своим художественным воззрениям. Приглашаем зрителя убедиться в этом — просто и непредвзято.
О МУЗЕЕ
Музей-заповедник «Абрамцево» расположен в 60 км к северо-востоку от Москвы, недалеко от г. Сергиев Посад, на берегу речки Вори. В середине XVIII в. здесь была устроена усадьба, которая получила известность в следующем столетии благодаря своим владельцам.
В 1843 г. Абрамцево приобрел писатель С. Т. Аксаков, создавший здесь свои лучшие произведения. При Аксакове усадьбу посещали писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, другие знаменитые современники.
В 1870 г. Абрамцево купил железнодорожный промышленник, художественный и театральный деятель С. И. Мамонтов. При Мамонтове в Абрамцеве гостили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Абрамцевский художественный кружок. Участники кружка создавали произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, собирали предметы крестьянского быта, ставили и оформляли любительские спектакли. Основанные в Абрамцеве столярно-резчицкая и керамическая мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики.
После Октябрьской революции 1917 г. усадьба Абрамцево была национализирована и превращена в музей, днём его рождения считается 10 октября 1918 г., когда А. С. Мамонтовой была выдана Охранная грамота Наркомпроса. Но художественные традиции Мамонтовского кружка не прервались. В XX столетии в Абрамцеве жили и работали художники И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев и многие другие представители творческих профессий.
В наши дни территория Музея-заповедника «Абрамцево» занимает около 50 гектаров и включает памятники архитектуры XVIII и XIX вв., парк и живописные окрестности реки Вори. В собрании музея-заповедника хранится более 25 тысяч экспонатов: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы.
Все материалы ПРОЕКТА АРС-ПРЕСС: АБРАМЦЕВО – МЕСТО ВДОХНОВЕНИЯ смотрите здесь.