ЗАЙЦЕВА Галина Александровна, главный редактор газеты «Рязанские ведомости» (г. Рязань, Рязанская область), член Координационного совета региональных СМИ при Общественной Палате РФ, член АРС-ПРЕСС
Не могу отнести себя к тем, кто живет в сетях и не мыслит себя без них: как хотите, но это своего рода рабство – добровольное, поглощающее и ум, и время. И все же – куда без них: газету к утреннему кофе не приносят. Вот и опять утро началось с просмотра сообщений: что там нового произошло?
Среди всякого – серьезного, пустого, никчемного – бросилось в глаза: «Вечернего Северодвинска» не стало…
Да, конечно, не он первый и, увы, не последний, кто уже пал и еще падет, зажатый экономическими, административными, волюнтаристскими и прочими тисками, в которых оказалась печатная пресса в последние годы. Ушли и уходят с информационного поля многие издания – и «юные», успевшие выпустить несколько номеров, и с солидным стажем, опытом, с многотысячной читательской аудиторией: кто-то в Интернет, кто – то в историю. Об этом говорит и ежегодный доклад, подготовленный Федеральным агентством по делам печати и массовых коммуникаций. Но здесь – особый случай. «Вечерний Северодвинск» в улетающем «клине» бумажной прессы, может, один из самых молодых: в этом году ему исполнилось двадцать лет, и от отсутствия читательского спроса он не страдал. «Вечерка» была одним из любимых детищ своего создателя Вячеслава Белоусова, которого мы в своей среде называем медиамагнатом. Его издательский дом выпускает не один десяток газет, он не раз на различных солидных площадках делился опытом организации успешного бизнеса на медиарынке.
«Что поделать – все сегодня в Интернете», – говорят вслед уходящим. Но только ли легкость и доступность получения информации во всемирной сети делают неконкурентной нашу печатную прессу? Нашу – здесь ключевое слово, так как во многих европейских странах, несмотря на общее снижение интереса к газетам и журналам, тиражи не скукоживаются так, как у нас. Ну а страны азиатские (родные, заметим, для гаджетов) этой проблемой и вовсе не болеют.
О том, как можно сохранить печатную прессу, говорить не стану: об этом уже столько всего сказано на самых разных уровнях. А вот что может случиться, если мы утратим культуру чтения, об этом стоит серьезно задуматься. Пока еще не совсем поздно.
Лет эдак тридцать назад мы, помнится, заговорили о том, что нам невыгодно, мол, пахать и сеять, куда проще все купить. Где? Да заграница нам поможет! И покупали. До тех пор, пока не пришло осознание, что продовольственная безопасность страны не менее важна, чем ее обороноспособность.
Да, наверное, с точки зрения чистой экономики культура чтения и развитие АПК (как, впрочем, и любого другого производственного сектора) – сферы несопоставимые. Но здесь не через калькулятор нужно смотреть, а прислушаться к специалистам – психологам, социологам. Почему в Японии – стране победившей технологической революции – уже в детских садах учат каллиграфии и чтению печатных книг и журналов, учат медиаграмотности? Потому что японцам не все равно, какой уровень развития будет у их детей и внуков, а следовательно – какой будет их страна: производящей или потребляющей? Потому что развитие мозга, как утверждают специалисты, связано с чтением, с письмом. А нам? Если и нам не все равно, то маме придется сесть с малышом и читать ему на ночь сказку, выписать ему свой журнал, учить красиво писать, а не совать ему в руки гаджет (лишь бы дитя не мешало!). А государству – не закрывать сети киосков прессы и подумать о том, как сделать подписку доступной – и по цене, и по доставке. Задача не первостепенной важности? Возможно. Но завтра может быть поздно. И не только потому, что тиражи газет, книг, журналов продолжат падать (а вместе с ними, кстати, и полиграфическая отрасль). Просто дети растут очень быстро. …С чего будем начинать утро?