Юрий Расторгуев, главный редактор газеты Калужской области «Весть», член АРС-ПРЕСС, член Координационного совета региональных СМИ Общественной палаты РФ.
Есть ли будущее у муниципальных СМИ? Конкретно – у районных газет? Вот как ответить на этот вопрос, не обладая даром Ванги?
О ситуации с муниципальными СМИ в Калужской области сужу не понаслышке, с позиции председателя регионального отделения СЖ. И речь о предмете в целом веду, глядя сквозь призму нашей ситуации.
В свое время руководство области отказалось от соучредительства районных газет, вполне себе в духе демократичных 90-х посчитав, что негоже региональному начальству покушаться на муниципальные полномочия. Такое положение сохраняется до сих пор. Обе ветви губернской власти оказывают «районкам» финансовую помощь, оплачивая по контрактам публикацию материалов о своей деятельности. Эта помощь, хоть и достаточно весома, но для бюджета газеты не определяющая.
Понятно, что территории даже такой компактной и соседствующей с Подмосковьем области, как Калужская, развиты неравномерно: в одном районе 60 тысяч населения, в другом – шесть. Где-то рекламный рынок широк, где-то его просто нет. Но, в любом случае, без вливаний из муниципального бюджета редакции не обойтись.
А ёмкость у бюджетов, тоже, понятно, разнится. Да и главы администраций люди разные: один к «районке» что к любимой дочке, другой – что к падчерице. Есть редакции, «упакованные пополной», в интернете как рыбы в воде – не только соцсети освоили, но и на телевидение замахнулись. А есть такие, у которых, не то, что автомобиля – нормальной фотокамеры нет. Чтобы сосчитать организационно-правовые формы наших районных редакций, пальцев одной руки не хватит. Вот и попробуйте сделать общие выводы, глядя на такое цыганское лоскутное одеяло на информационном поле.
Общие тенденции, конечно, есть. Плач Ярославны про подписку и Почту России, всепроникающий интернет, охлаждение интереса рекламодателей к «бумаге» заводить паки и паки не имеет смысла. Скажу про дикий кадровый голод. По себе знаю: найти в районе собкора для областной газеты (да пусть не журналиста, хоть просто «пишущего») – впору уподобиться Диогену, ходившему днем с огнем. Не возвращаются выпускники многочисленных ныне «журфаков» на малую родину (да и вообще в журналистику не идут, но это тема отдельного разговора). Стареют редакции, на пенсионерах зачастую держатся. Раньше хоть учителя школьные – филологи да историки – выручали. А сейчас зарплаты у педагогов приличные, не чета журналистским – поди, замани их в «районку» ржаным калачом.
Теперь вновь от общего к разнице. Участвуя в каком-то «кустовом» семинаре, увидел районную газету без фото на первой полосе. Вообще без. Как в XIX веке… Плотненькой «восьмерочкой» «На планерке у главы администрации» и «В правительстве области». Говорю: «У вас же на второй снимок хороший стоит, что на первую не поставили?» Молчание. Понимаю, куда ж на первой без официоза. Так вы официоз этот на первой начните и на вторую, а тракториста улыбающегося со второй – на первую: и волки сыты, и здравый смысл цел. Что тут думать! Это же не теорема Ферма, это колесо… Ну и какое у сего издания будущее? И это только о форме. Содержание ей соответствует, к глубокому сожалению.
А ведь этот пример – не единичный. Есть редактора, кто всякое новшество у коллег ловит и в свою газету тащит, касютинский журнал выписывает, в конкурсах участвует, на гранты подает. А есть, кто уверенно шагает вникуда под лозунгами «И так сойдет!», «День прошел и – слава Богу!», «Ученого учить – только портить», «Я свое отпахал!».
Как говаривал Давид Маркович Гоцман, «картина маслом»: одним редакциям надо лишь помочь в развитии, другие нуждаются в реанимационных мероприятиях.
Сейчас немало дискутируют о пользе и вреде вертикально интегрированных структур: издательских домов, холдингов, информагентств, собирающих под крышей региональных властей районные издания. Опыт коллег, пошедших по этому пути, мы изучали. Опыт разный. Есть плюсы, есть минусы. Кстати, на координационном совете в Общественной палате РФ тема обсуждения будущего «районок» была обозначена так: «Короткий поводок для муниципальных газет».
Районная газета нужна читателю. И будет нужна, по крайней мере, в обозримом будущем. Если исходить из этого утверждения, то «короткий поводок» для тех, кто шагает в никуда, все же лучше, чем неизбежное превращение в руины. Кто там из великих изрек: «Из двух зол выбираю меньшее»?
Сам я отношусь к холдинговым идеям далеко не однозначно. Но то, что районная пресса нуждается сегодня в поддержке региональной власти – факт. Вопрос в формах такой поддержки.
P.S. Мне возразят: есть, мол, регионы (или один регион), где всё по-другому, где «районки» в состоянии жить по принципу «хочешь помочь – не мешай». Верю. Да, по большому счету, о том же и речь вел: у одних беда - жемчуг мелок, у других - щи пусты. В общем, цыганское одеяло…