ЕФРЕМОВ Игорь Олегович, заместитель начальника управления общественных связей и средств массовой информации Администрации города Владимира, полномочный представитель Альянса руководителей региональных СМИ России по Владимирской области, член Координационного совета региональных СМИ при Общественной палате РФ, член АРС-ПРЕСС
Очень, на первый взгляд, неплохой, по-европейски гуманный ФЗ №498 «Об ответственном обращении с животными...» от 27 декабря 2018 года, на самом деле завел в тупик ситуацию с безнадзорными животными в российских городах. Это классический случай, когда благие намерения приводят в ад.
Адовым выдались февраль-март для жителей Владимира. Город был буквально ошарашен сообщениями о нападениях бродячих собачьих стай на людей. Несколько человек оказались после этого в больницах, а один даже погиб. И хотя позже Следком сообщил, что непосредственной причиной смерти парня были все же не собачьи укусы, это не помешало владимирской общественности до предела поднять эмоции, самой мягкой из которых была фраза про позор, потому что на дворе XXI век, а в областной столице собаки жрут людей...
...До появления «гуманного» федерального закона бродячие животные уничтожались. Сегодня это делать запрещено. Собак предписано лишь отлавливать, отвозить в приют, где их прививают от бешенства и других болезней, кастрируют/стерилизуют, вешают на ухо бирки и через определенное время выпускают обратно «в среду обитания». Эвтаназии подвергаются лишь безнадежно больные животные, для которых уход в мир иной является самым гуманным вариантом.
Но проблема в том, что, во-первых, бродячих животных стало слишком много, и далеко не все они проходят через ветеринарные приюты. А во-вторых, даже привитые и кастрированные животные не перестают быть агрессивными, особенно ранней весной, когда у них наступает период гона.
Гуманизм федерального закона вдребезги разбивается об отсутствие достаточных средств. Например, во Владимирской области сегодня действуют всего 4 приюта для животных, причем, три из них — частные. Они и так переполнены собаками/кошками, так что содержание собранных с улиц животных просто не потянут.
Следовательно, чтобы не выпускать безнадзорных животных обратно на волю, постепенно снижать бродячую популяцию и риски быть покусанным, региону необходимо строительство специального приюта. Цена вопроса, как прозвучало на недавнем совещании у губернатора — под 250 миллионов рублей. Сумма, сравнимая со сметой строительства нового детского садика мест на 200. Вопрос — что выберет власть: детский садик или приют — он риторический.
Еще одна проблема — властям очень трудно найти компанию, которая согласилась бы выполнять положенный по федеральному закону комплекс мероприятий по обращению с безнадзорными животными. Это ведь не только сам отлов. Это транспортировка в приют, передержка там в течение 12 дней, кастрация/стерилизация, вакцинация от бешенства, возврат в среду обитания (или в крайнем случае - эвтаназия и утилизация). В том же Владимире местные власти, которым регион передал эти полномочия, смогли найти лишь одну компанию, согласившуюся выполнять эту сложную и непрестижную работу за те деньги, которые бюджет за нее платит.
Так что имеем то, что имеем: рост (и уж точно не сокращение) числа бродячих животных и полторы тысячи покусанных ими в 2018 году людей. Причем, город Владимир, если делить число укусов (326) на численность населения, еще не самый большой лидер печальной статистики. В городе Гусь-Хрустальном, в котором народу в 6,5 раз меньше, было 212 укусов людей.
Пока администрация области находится как бы в стадии описания и осознания ситуации. Никаких конкретных предложений по решению проблемы на совещании у губернатора не звучало. Да, надо что-то делать. Да, необходим приют для безнадзорных животных. Да, давайте об этом подумаем. Да, давайте создадим еще одну рабочую группу и напишем «дорожную карту». Тем временем, у собак пройдет период гона, когда они наиболее агрессивны, и проблема вновь отложится на год.
На мой взгляд, реальных путей решения проблемы два.
Первый — если федеральный центр настаивает на гуманных принципах 498-го ФЗ, он должен собрать с регионов заявки и дать им денег на строительство приютов целевым образом. Тут, правда, надо не забыть, что финансирования требует не только само строительство приюта, но и последующее содержание его персонала, животных, покупка еды и медикаментов и т. д.
Второй путь — федеральный центр должен признать, что на гуманное отношение к животным в стране пока что денег нет. А раз так — отказаться от дорогостоящего гуманизма. И законодательно разрешить эвтаназию животных, которые либо бродячие, либо не востребованы владельцами из приютов после срока передержки.
Хочу, чтобы меня правильно поняли. Я сам всю жизнь «собачник». Почти все собаки, жившие у меня, были дворнягами. Считаю, что породистый пес так или иначе найдет своего хозяина, а я предпочитаю делить кров и пищу с такими псинами, которые в противном случае были бы обречены на гибель или бродяжничество.
Таких как я — много. Но наша любовь к собакам не делает нас оголтелыми зоозащитниками. Реалисты прекрасно понимают, что в обозримом будущем у государства не будет лишних денег на строительство приютов для бродячих животных. Неплохой 498-й ФЗ сегодня нереалистичен и отдает маниловщиной. А запрет на физическое сокращение бродячего поголовья только увеличивает риски того, что уличные Шарики и Бобики будут нападать на людей все чаще и чаще.