Место проведения: отделение Российского центра науки и культуры в Гданьске (Польша, Гданьск, ул. Длуга, 35)
Сроки проведения: 7 — 26 февраля 2019 года
Великая русская литература. XIX век задал загадку Пушкина. Ещё — загадку Толстого, загадку Достоевского. Наверное, нет загадки более трудной, чем загадка Гоголя. Поколения исследователей пытаются разгадать её, объяснить — в чём тайна власти гения над душами и воображением читателей? В чём его сила? Но есть и ещё отчаянные люди — художники − иллюстраторы произведений Гоголя. Ведь он едва ли не самый иллюстрируемый русский писатель! Хотя сам объявлял себя противником иллюстрации.
В нашей выставке есть интрига: через лики Гоголямы предлагаем посмотреть на его произведения, ибо любое творчество — автопортретно (портретно в данном случае). Портреты писателя создают некое поле образа его творчества. Выставка приурочена к 210-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). В неё вошли факсимильные копии произведений П.М. Боклевского, В.Е. Маковского, В.М. Васнецова, В.А. Серова, А.И. Кравченко, Д.И. Митрохина, К.И. Рудакова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Горяева, С.А. Алимова из собрания Музея-заповедника «Абрамцево».
Во времена Гоголя Абрамцево было поместьем, усадьбой, находящейся в пятидесяти километрах от Москвы. Он приезжал сюда в 1848 и в 1851 годах к своему другу, владельцу усадьбы, прекрасному русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову. Здесь Гоголь читал первую главу 2-го тома «Мёртвых душ». Позже, уже после внезапной смерти Гоголя в 1852 году, Аксаков написал очерк «История моего знакомства с Гоголем», откуда мы почерпнули бесценную информацию живого восприятия писателя его незаурядным современником.
Если же вернуться к книгам Гоголя, то в них постоянно присутствует сам рассказчик, повествователь. Мощная лирическая наполненность гоголевской прозы не может быть понята без его голоса. Он вбирает в себя муки и страдания, восторги и радости мира, он сочувствует и горюет, смеётся и издевается, наблюдая людскую жизнь. Это остро почувствовал Виталий Николаевич Горяев, художник второй половины XX века. Иллюстрируя в начале 1970 годов «Петербургские повести» и «Мёртвые души», он в центр художественного мира Гоголя поставил его портреты. Движение характера автора, выраженное в психологическом состоянии портретов, отвечало драматургии иллюстративных серий и усиливало её.
Собственно Аксаков и Горяев «подсказали» нам идею этой выставки: лики Гоголя как камертон его творчества.
Подробнее на сайте отделения Российского центра науки и культуры в Гданьске:
Текст и фотографии предоставлены Музеем-заповедником «Абрамцево»
Краткая справка о Музее-заповеднике «Абрамцево»
Музей-заповедник «Абрамцево» расположен в 60 км к северо-востоку от Москвы, недалеко от г. Сергиев Посад, на берегу речки Вори. В середине XVIII в. здесь была устроена усадьба, которая получила известность в следующем столетии благодаря своим владельцам.
В 1843 г. Абрамцево приобрел писатель С. Т. Аксаков, создавший здесь свои лучшие произведения. При Аксакове усадьбу посещали писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, другие знаменитые современники.
В 1870 г. Абрамцево купил железнодорожный промышленник, художественный и театральный деятель С. И. Мамонтов. При Мамонтове в Абрамцеве гостили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Абрамцевский художественный кружок. Участники кружка создавали произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, собирали предметы крестьянского быта, ставили и оформляли любительские спектакли. Основанные в Абрамцеве столярно-резчицкая и керамическая мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики.
После Октябрьской революции 1917 г. усадьба Абрамцево была национализирована и превращена в музей, днём его рождения считается 10 октября 1918 г., когда А. С. Мамонтовой была выдана Охранная грамота Наркомпроса. Но художественные традиции Мамонтовского кружка не прервались. В XX столетии в Абрамцеве жили и работали художники И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев и многие другие представители творческих профессий.
В наши дни территория Музея-заповедника «Абрамцево» занимает около 50 гектаров и включает памятники архитектуры XVIII и XIX вв., парк и живописные окрестности реки Вори. В собрании музея-заповедника хранится более 25 тысяч экспонатов: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы.
Все материалы ПРОЕКТА АРС-ПРЕСС: АБРАМЦЕВО – МЕСТО ВДОХНОВЕНИЯ смотрите здесь