(г. Рязань, Рязанская область), член Координационного совета региональных СМИ при ОП РФ, член АРС-ПРЕСС
Еще одна январская неделя – от Крещения до Татьяниного дня – минула, принеся самые разные новости и праздники.
25 января «именинники» – все российские студенты. А еще этот день обязательно отметят те, кто в самые разные годы вышел из стен Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: наша альма-матер была учреждена по указу императрицы Елизаветы именно в этот день.
Радует то, что главный университет страны уверенно занимает строку в мировом рейтинге лучших вузов. И не только МГУ – наши ведущие вузы: МФТИ, Баумановский, Санкт-Петербургский университеты – также держат марку. Однако опубликованные на этой неделе данные исследований о составе студентов престижных столичных вузов заставляют задуматься: если несколько лет назад иногородних студентов-первокурсников в них было в разы больше, чем москвичей, то теперь это соотношение изменилось в пользу молодых жителей столицы.
Помнится, когда вводили ЕГЭ, то одним из самых убедительных доводов в его пользу было утверждение, что баллы, полученные выпускниками школ на едином госэкзамене, станут для них пропуском к мечте: позволят стать студентом в том вузе, который они выберут. И так действительно было: в московские, питерские вузы стали поступать ребята из самых отдаленных регионов. Казалось бы, так все и осталось – формально ничего не изменилось в условиях приема. Но отчего так заметно уменьшилось число абитуриентов из провинции, поступающих в ведущие столичные вузы? Причину тому эксперты видят, во-первых, в снижении количества баллов, которые получают выпускники на ЕГЭ, а во-вторых в том, что там, где есть дополнительные внутренние экзамены (как, скажем, в МГУ и ряде других вузов) иногородние абитуриенты не могут показать хороших результатов и подтвердить тем самым свои оценки на ЕГЭ. Наверное, нужно еще добавить к этому и снижение материального достатка, когда далеко не все имеют возможность отправить свое чадо учиться «на далекой стороне».
Нужно ли вообще беспокоиться по этому поводу? Кроме безусловно ведущих и самых престижных, у нас в стране есть много вузов, где можно получить желаемую профессию. Речь скорее нужно вести о другом – о качестве сегодняшнего абитуриента – завтрашнего специалиста. В каких баллах его можно и нужно измерять? На этой неделе как тема для обсуждения был предложен тезис: «Вместо диплома – стартап». Хорошая, заметим, идея. Только «за» всяческую поддержку интересного, передового, уникального. При одном условии: чтобы оно было профессионально грамотным, полезным и не одноразового использования, как это подчас бывает. В любом случае такой дипломный стартап даст возможность выпускнику вуза показать себя специалистом, а не выступать в роли копирайтера прежних научных изысканий. Но без качественного образования обеспечить это условие будет весьма проблематично, особенно сегодня, в век передовых технологий.
«Не важен диплом – важно то, насколько человек обладает необходимыми компетенциями». А потому пора-де уже убрать из анкет в службах трудоустройства графу об образовании. Такое предложение прозвучало на днях в одной из радиопередач. Можно, наверное, и не обращать на это внимания: мало ли что говорят. Но слишком часто уже бывало: если предлагают, значит, это кому-то нужно?
Мы много лет гордились своей системой образования. И сегодня для такой гордости есть основания: наши ребята, побеждая на международном уровне, доказывают – мы лучшие. Так, может, не станем все же снижать планку?
Состоявшееся на этой неделе заседание попечительского совета МГУ под председательством Владимира Путина подтверждает: перед нашей наукой стоят глобальные задачи, для решения которых нужны профессионалы самого высокого уровня.