24.04.2024, 19:35 |
Фелтмейкер из Печоры Наталья Сидоренко: «В Петербурге проще развивать творчество»01.10.2018, 00:31
БНК продолжает цикл публикаций «Мы из Коми» о людях, которые родились и жили в республике, строили свою карьеру, но продолжили профессиональный и творческий путь за пределами региона. Сегодня героиней рубрики стала мастер по войлоку Наталья Сидоренко. Мы узнали у нее, откуда появилась любовь к творчеству, что заставило переехать в культурную столицу и удается ли заработать на фелтмейкерстве.
- Как ваша семья оказалась в Коми?
- Родилась я в Гомельской области (Белоруссия –, БНК) в небольшом поселке. В 86-м году случилась авария на Чернобыльской АЭС, мы с сестрой тогда были маленькими. Родители решили уехать, и это было самый верный выбор на тот момент. Так мы и оказались на Крайнем севере, в Печоре. Приехали на три года, а остались на 30 лет. Мое первое яркое впечатление, которое помню до сих пор - снег. Был октябрь месяц. Мы сходили с поезда и везде лежал снег. Это было удивительно и пугающе. И очень холодно. Из следующих детских открытий: темные зимы и белые летние ночи.
Родители, пока жили в Коми, работали в Печорстрое. Папа руководил заводом ЖБИ. Многие до сих пор вспоминают его добрым словом. Он большой хозяйственник, и даже в тяжелые 90-ые не допустил закрытия завода. Ездил по всей стране, искал заказы. Мама работала бухгалтером.
- У вас есть любимое дело – уже несколько лет занимаетесь валянием из войлока. Как вышло так, что вы стали фелтмейкером?
- Мои бабушки, у которых мы проводили каждое лето, были виртуозными рукодельницами. Я росла, наблюдая, как они из ничего создают прекрасное, и впитывая любовь к ручному труду. С 10 лет научилась вязать спицами, а затем освоила крючок. С войлоком познакомилась много лет спустя, когда находилась в декрете с третьим ребенком: в интернете увидела войлочный шарф. Это было для меня настоящим открытием. Я стала искать любую информацию по технике валяния. Более года путем проб и ошибок изучала материал. И он раскрывался передо мной с каждой новой работой.
- Сложно это дается?
- Валяние - процесс трудоёмкий. Длительная раскладка волокон, увалка изделий. Спина, особенно после больших проектов, дает о себе знать (улыбается).
- Всегда работаете с интересом?
- Бывают особо излюбленные заказчиками работы и их часто просят повторить. Но после нескольких почти одинаковых изделий – полностью идентичных у мастеров не бывает - у меня пропадает интерес, и я ни за что не возьмусь за очередную копию. Все-таки хочется радоваться творчеству и создавать красоту. Поэтому люблю соединять разные техники, например, вваливать вязаные элементы, или украшать войлок вышивкой, создавать объемы и фактуры. Из такого симбиоза чаще всего получаются очень интересные решения, и формируется авторский почерк.
- Какую роль в творчестве занимает воспитание в суровых природных условиях Коми?
- Северная природа довольна аскетичная, но именно осенью, особенно в лесу, она удивительна. Россыпи ягод, хруст мха под ногами, влажный грибной воздух. Суровая и прекрасная северная природа. У меня был проект с финно-угорским мотивами, но гораздо чаше я создаю работы в зимней тематике, с живописью шерстью. Изображаю именно зимние мотивы - снегирей, рябину, снеговиков. Это тоже влияние севера в моем творчестве.
- Почему же решили перебраться из Печоры в Санкт-Петербург?
- Впервые в Санкт-Петербург я приехала два года назад на выставку. Провела там четыре дня и влюбилась в этот город – в это вечно свинцовое небо. За четыре дня я прошла пешком более 50 км. Хотелось увидеть вблизи, побродить по уютным и не очень улочкам, прочувствовать атмосферу города, налюбоваться архитектурой. Гуляла не туристическими тропами, хотелось увидеть не только нарядный, помпезный город, но и настоящий, разный.
Через какое-то время супругу предложили работу в Петербурге, так мы и решились на переезд. Само решение уехать назрело давно, но не было определенности с местом нового жительства. Пазл сам собой сложился.
- Где устроились?
- Я совсем не житель мегаполиса, как и муж. Поэтому искали варианты в черте города, но в отдельных муниципальных образованиях. Выбирали среди трех районов - Пушкинского, Петродворцового и Курортного. Критериев было очень много: безопасность, экология, развитая инфраструктура, особенно для детей, транспортная доступность. В итоге выбрали Зеленогорск. Маленький, уютный и очень зеленый городок. Бывшее финское поселение Териоки. Центр Питера в 30 минутах на электричке. Что по местным меркам, совсем не много.
Пока много бытовых сложностей, состояние перманентного ремонта. Сложнее старшим детям: адаптация, новый коллектив, новые педагоги. Дети вообще - большие консерваторы, им перестановка мебели - уже стресс. А здесь переезд. Но я уверена, что все к лучшему.
- Творить успеваете?
- Сейчас занимаюсь пока детьми, обустраиваю дом. Но вдохновение - вещь неудержимая, бывает, нахлынет даже поздним вечером, как говорят, «ночером», выплескиваю эмоции на войлоке.
- А дети интересуются вашим занятием?
- Дети порой даже дарят гениальные идеи. Они вообще мои главные вдохновители и ценители моего творчества. Дочка сама делает игрушки в технике сухого валяния. Сама придумывает образы и воплощает их. Мальчишки тоже любят возиться с шерстью. Но в мыльной пене.
- В плане творчества - лучше в Коми или в Питере?
- В плане творчества - конечно, в большом городе гораздо проще с выбором материалов. Мне не нужно «вслепую» заказывать через интернет. Я могу увидеть все оттенки «вживую», потрогать шерсть и ткани. Или прийти с изделием и выбрать идеальную фурнитуру. Это огромный плюс. Наличие качественных материалов очень подстегивает творческий процесс.
- Как люди узнают о ваших изделиях?
- Очень много выставок и ярмарок, в том числе и специализированные, войлочные, такие как «Новая жизнь традиций» и Felt Fest. Для художника и мастера в крупном городе больше возможностей быть замеченным и оценённым зрителем. С другой стороны, Петербург избалован разными художественными мероприятиями. И чем-то удивить и запомниться, конечно же, сложнее.
- Получается ли что-нибудь зарабатывать на ремесле?
- Я свое творчество развиваю именно онлайн, поэтому особых перемен не заметила. Мои покупатели заказывают изделия из разных уголков страны, ближнего и дальнего зарубежья. Хотя был один интересный случай. Я встретила в городе – рядом с метро – даму в шарфе моего авторства. Было очень приятно. Познакомились, получила еще несколько заказов от нее же.
Чаще всего покупатели становятся постоянными. Со многими поддерживаем приятельские отношения. Если человек выбирает мою работу, значит, у нас схожие представления о прекрасном. И, скорее всего, похожие взгляды на многое другое.
- Что создаете из войлока?
- Сумочки, головные уборы, шарфы, палантины и одежду. Есть и исключительно декоративные работы, но больше все-таки утилитарных. Те, которые можно носить, даря тепло и украшая одновременно.
- Какие работы наиболее популярны у клиентов?
- Заказывают больше именно аксессуары. Одежду реже. Здесь сказывается и то, что мало людей знакомы с одеждой из войлока, и то, что одежда может не подойти. Многие не понимают, что это вещи очень прочные, качественные, что их можно носить, стирать, утюжить.
- А какую свою работу считаете самой необычной?
- Самое необычное, наверное, - валяные тыквы и морковки. Просто для игр и интерьера. Очень красочные и уютные. Еще люблю делать картины из шерсти.
- Дом украшаете сделанными вещами?
- Дома, конечно, много вещей ручной работы. Не обязательно войлочных. Я люблю керамику, есть пару собственноручно выкрученных на гончарном круге чашек, есть вязаные вещи, войлочная одежда, аксессуары. Я очень люблю авторские работы и с удовольствием покупаю себе и в подарок именно такие вещи.
- Конкурентов много?
- Конкуренция конечно, была, есть и будет. Как и в любой другой сфере. Проявляется она по-разному. Важно то, как вы к ней относитесь. Но она однозначно бодрит. Заставляет расти, перешагивать через невидимые внутренние преграды, не зависать на одном уровне. Расширять свое сознание, совершенствоваться. Искать свой собственный путь.
|
|