Вячеслав БЕЛОУСОВ, глава издательского дома «Северная неделя» (г. Северодвинск, Архангельская область), Член Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, член АРС-ПРЕСС
Сыктывкар. Республика Коми. Территория комбината Moнди СЛПК. За овальным столом сидят журналисты, ждут генерального директора. Многие уже нарисовали его виртуальный портрет: высокий европеец в модном пиджаке и сорочке с галстуком, сдержанная улыбка на лице и немного высокомерия. Но в назначенный час в зал заходит среднего роста спортивного вида мужчина, улыбается, здоровается с каждым и представляется: «Клаус». Затем садится в центр рядом с Екатериной Едапиной. Ее должность звучит длинно и сухо - директор по корпоративным коммуникациям АО «Монди СЛПК». Но сейчас она выступает в роли гостеприимного пресс-секретаря:
- Вчера вы познакомились с нашим замечательным комбинатом, а сегодня у нас, наверное, главное событие этого пресс-тура - личное знакомство и встреча с генеральным директором компании Клаусом Пеллером.
- Доброе утро! - приветствует гостей австрийский глава российского комбината.
Генеральный директор компании Клаус Пеллер
В небольшом вступлении исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ страны – АРС-ПРЕСС Софья Дубинская благодарит Клауса Пеллера не только за приглашение посетить комбинат, но и за возможность вкратце ознакомиться с жизнью республики. Интернет позволил главным редакторам узнать краткую биографию руководителя и историю Группы Mondi еще до встречи с ним. Родился в 1967 году в городе Зальцбурге (Австрия). Высшее образование получил в университете Карл Франценз, в 2004 году во Франции удостоен степени мастера делового администрирования, работал в европейских компаниях, в Группе Mondi - восемнадцать лет. Владеет, кроме родного, английским, индонезийским, русским языками.
Компания Mondi на протяжении длительного срока следит за состоянием глобального и национального бумажного рынков. В начале ХХI века спад российской экономики сменился тенденцией к росту. Одним из ведущих игроков на бумажном рынке России являлся Сыктывкарский ЛПК. Это предприятие в девяностых годах прошлого века акционировалось и сумело пережить спад с наименьшими потерями, сохранило профессиональные кадры, потому стало объектом инвестиций со стороны австрийской компании, что в дальнейшем привело к созданию нового юридического лица - ОАО «Монди СЛПК».
Здесь сегодня заботятся не только о внедрении передовых технологий и оборудования, но и о безопасности сотрудников. Для них существует социальный пакет и льготы, высокая по местным меркам средняя заработная плата, которая индексируется в соответствии с уровнем инфляции в России. Молодые работники могут получить беспроцентную ссуду в размере до миллиона рублей для покупки жилья. Одним словом, в противовес советским учебникам «западные капиталисты» не пьют кровь своих рабочих, а стараются ее освежать и пополнять. В частности, новому руководству предприятия пришлось решать проблему пьянства на производстве. В былые времена прямо на территории комбината располагался магазин, где рабочие без труда могли купить спиртное. Поэтому вначале пришлось добиться закрытия винной лавочки, а затем приучить сотрудников к мысли, что на производство надо приходить со свежей головой.
На предприятии есть интересный проект «Стань успешным вместе с Мondi!». Чтобы удержать и привлечь в регион молодых людей, им на конкурсной основе предлагается учеба в лучших вузах Европы. Mondi оплатит их обучение с условием, что они вернутся на комбинат и сделают здесь карьеру. Впрочем, это лишь малая толика того, что делается на предприятии, чтобы развивать производство в соответствии с мировыми стандартами, технологиями, а значит, увеличивать прибыли, при этом не забывая о сохранении экологии края и социальных обязательствах.
Клаус Пеллер между тем приступил к презентации и рассказал, что на предприятиях Группы Mondi (своим названием она обязана цветку, растущему в Южной Африке, где работал завод будущей группы ) трудятся порядка 26 тысяч сотрудников. На комбинате в Сыктывкаре - около пяти тысяч человек, он самый большой в Группе. У Mondi нет одного собственника, все сто процентов акций группы находятся на бирже Лондона и Южной Африки.
- Поэтому есть преимущество - никого не надо спрашивать, - с улыбкой говорит Клаус. - Но есть и недостаток - никто не отвечает!
В зале раздается смех.
- Свою продукцию, а одна из самых известных - это офисная бумага «Снегурочка», комбинат сам не продает, есть компания в Москве, которая профессионально занимается продажами и живет самостоятельной жизнью.
Журналистский десант на «Монди СЛПК»
В группу Mondi входит более ста предприятий, которые расположены более чем в тридцати странах мира. Поэтому летучую фразу «Пусть расцветают сто цветов» можно впрямую применить к этой компании. На каверзный вопрос одного из журналистов, есть ли в Австрии подобные предприятия, ведь они портят экологию, Клаус Пеллер уверенно ответил: «Есть, и не одно».
Журналистский десант прибыл сюда с целью своими глазами увидеть, как работает на российской земле бывшее советское, а теперь принадлежащее австрийской компании предприятие. В первый день журналисты побывали на корпоративном празднике «Начни день по-новому!». Лил дождь, через проходную шли сотни сотрудников, однако, похоже, непогода не раздражала людей, поскольку они знали, что все равно этот день будет не похож на предыдущие.
- Берите паспорта! - звучало предложение на входе в комбинат. Работникам протягивали свежий документ. Предложили и нам. В паспорте участника была инструкция: что надо сделать, чтобы принять участие в розыгрыше призов этого дня. Непременное и главное условие - посетить восемь станций. У каждой есть название: «Экология», «Здоровье», «Безопасность», «Культура производства»… На какое-то время работники комбината вновь превратились в студентов и учащихся. Под открытым небом они выполняли требования «смотрителей» станций, отвечали на вопросы, а затем получали отметки в паспортах участников.
В качестве поощрительных призов на акции раздавали саженцы хвойных деревьев, кислородные коктейли, брошюры, буклеты, воздушные шары. Со сцены звучали мелодии в исполнении ансамбля русской музыки, а ведущая напоминала сотрудникам, что у природы нет плохой погоды и каждая дождинка - благодать!
Одним словом, непогода не стала помехой празднику, разве что вмешалась в его декорации. Не изменились и планы журналистов на этот день. Вначале их облачили в спецодежду, которая состояла из фирменного жилета Mondi, каски, защитных очков и берушей. Затем журналистов на автобусе повезли посмотреть, как из берез и сосен получаются офисная, офсетная, газетная бумага и картон.
Одно из первых, что удивило, - едва не километровые штабеля древесины, а точнее горы высотой с двухэтажный дом. Журналисты впервые увидели подобную картину. И сразу возник вопрос, а не загубит ли предприятие, принадлежащее австрийской фирме, русский северный лес? Клаус Пеллер назвал только две цифры, которые во многом дают ответ на этот вопрос: в год предприятие заготавливает 3, 2 млн куб. метров древесины, а в лесопитомнике Монди СЛПК ежегодно выращивают восемь миллионов саженцев сосны и ели – это будущий лес. А в целом компания Mondi внедряет новейшие технологии, чтобы минимизировать вред экологии края - и в лесу, и на производстве. Теплицы лесопитомника - размером с железнодорожный вокзал - мы увидели чуть позже. Здесь редакторы ознакомились с технологией выращивания сосенок, елей, лиственниц. На постройку и оборудование этого производства Mondi затратила сотни миллионов рублей.
…Презентация Клауса Пеллера была заполнена графиками растущих объемов производства, цифрами инвестиций, инфографикой. Но самое главное доказательство прозвучало во фразе одного из сотрудников, с которым мы беседовали на следующий день:
- Вы спрашиваете, сколько лет уйдет на то, чтобы окупить затраты Mondi? Не знаю. Но убежден, что рентабельность нашего предприятия - это сохранение русского леса! Ведь и будущее комбината, наши рабочие места зависят от этого.
Справка
Фотоотчет о пресс-туре российских журналистов смотрите в фотоальбоме АРС-ПРЕСС на Flickr
Все материалы о пресс-туре в Республику Коми на «Монди СЛПК» смотрите здесь.