Юрий Расторгуев, главный редактор газеты Калужской области «Весть», член АРС-ПРЕСС
Два года назад, покидая солнечный Родос, я, как водится, бросил монетку «в волны Эгейского понта», прошептав заветное желание вернуться на землю Эллады. И вот АРС-ПРЕСС вновь позвал в дорогу, в вожделенную колыбель европейской цивилизации. Милостивы оказались олимпийские боги: мы на Эвбее. На противоположном берегу узкого пролива на севере острова - Беотия с «семивратными» Фивами, на юге - Аттика, столица которой - жемчужина истории человечества Афины.
...С античных времен здесь мало что поменялось. Разве асфальтовый дорожный "серпантин", опоры ЛЭП да ветряки, лопасти которых вращает морской бриз. "Серпантин" традиционным греческим орнаментом меандром упрямо лезет от берега вверх по склонам. К горам липнут, подобно грибным семейкам на препеках, деревеньки: белый камень и кремовая штукатурка стен, красно-рыжие черепичные крыши - игрушки, да и только. Склоны расчерчены ровными рядами виноградников и оливковых рощ. Приглядевшись, заметишь среди зелени стадо поджарых коз. А внизу под нами мерно дышит море, примешивая к разреженному воздуху свою влажно-соленую ноту...
У мэра города Эретрия госпожи Алимпате прекрасное древнегреческое имя Амфитрити. Морская богиня, дочь вещего Нерея Амфитрита была супругой повелителя пучин Посейдона. С трезубцем в руке, подобно грозному мужу, она бороздила бирюзовую гладь в запряженной морскими коньками колеснице.
В Эретрии археологи раскопали античный театр, руины которого нам посчастливилось посетить. Сюда в дни празднеств в честь бога Диониса две с лишним тысячи лет назад стекались горожане - стар и млад, богатый и бедный, чтобы пройти очищение катарсисом. Наверняка давали здесь и "Ифигению в Авлиде" Еврепида. Актеры представляли леденящую душу историю юной Ифигении, дочери царя Агамемнона, предводителя ахейцев в Троянской войне. Вожди греческих племен со своими воинами спешили на помощь Менелаю, пылавшему гневом к троянскому царевичу Парису, соблазнившему и украдшему его жену, прекраснейшую из смертных Елену. Ахейцы собирались в гавани Авлиды, на материковой стороне пролива прямо напротив эвбейского города Халкида, чтобы обрушиться на троянцев. Но кто уж там прогневил олимпийских богов: на море встал полный штиль, и паруса крутобоких остроносых кораблей повисли бесполезными тряпками. Прорицатель Калхас вопросил небожителей и поведал их ужасный ответ: попутный ветер тотчас наполнит паруса, как только в жертву будет принесена дочь Агамемнона. Не хотел царь отдавать любимое дитя на заклание, но обиженный брат его Менелай и прочие герои настаивали на исполнении воли богов. Да и сама юная Ифигения согласилась добровольно расстаться с жизнью ради общего дела. Вот уже изображающий Калхаса актер заносит жертвенный нож над прекрасной девой. Потрясенные зрители затаили дыхание. И вдруг Ифигения известным лишь одной труппе образом исчезает, а на алтаре трепещет умирающая лань: сжалившись над невинной жертвой чудо свершила богиня Артемида. Пять тысяч зрителей разом выдыхают. Вот он, катарсис - духовное очищение через сострадание, главная цель античной драмы...
Побывали мы и в Халкиде, в древности извечной сопернице Эретрии за влияние на Эвбее. Здесь, на родине матери, закончил свой жизненный путь великий Аристотель, бюст которого встречает на набережной посетителей местной мэрии.
И всюду здесь, куда ни глянь, следы древнегреческой цивилизации, величие которой постигнуть современному человеку не по силам. Впечатления от прикосновения к ней переполняют, будоражат душу, вызывают у меня, поклонника античности, чувство сродни катарсису.