Владимир ПАВЛОВСКИЙ, главный редактор газеты «Красноярский рабочий», член Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, учредитель АРС-ПРЕСС
Прилетевший в город на Енисее заместитель председателя Союза журналистов России Александр Вишневецкий оценил обстановку на месте, встретился с заместителем губернатора края Василием Нелюбиным и первым заместителем спикера Законодательного Собрания Алексеем Клешко.
А затем в Доме журналистов состоялся круглый стол с участием чиновников мэрии, издателей, распространителей. Двухчасовое обсуждение показало: свет в конце тоннеля всё же есть. Заместитель главы города -- руководитель департамента социально-экономического развития Вячеслав Полищук даже пообещал не только сохранить сеть киосков, но и приумножить её.
Впрочем, сегодня особо остро стоит вопрос о судьбе 19-ти временных торговых точек, где продают газеты и журналы. Чиновники поначалу говорили, что цифра эта не так велика, какой её хотят представить. Но собравшиеся за круглым столом их поправили: 19 из 76-ти газетных киосков в краевом центре -- это ровно четвёртая часть.
А то, что эти самые 25 процентов «прописаны» в самых оживлённых местах города, подтверждают прописную истину -- розничные торговые сети просто подталкивают к разорению. Власть предлагает так называемые компенсационные места, которые вряд ли компенсируют распространителям финансовые потери.
На встрече прозвучал такой факт: перенос газетного киоска, расположенного на улице имени Ладо Кецховели, всего на десяток метров привёл к потери выручки в 5 раз. Люди покупают периодику и сопутствующие товары там, где привыкли покупать. И никак иначе.
-- Оставьте киоски на исторических местах, -- буквально умоляла чиновников директор «Розпечати» Наталья Климович. -- Мы подняли архивы -- они стояли там, где и сейчас пока находятся, с середины тридцатых годов. Если есть особая нужна, можно передвинуть их на метр -- два, не дальше. Только в этом случае
мы и товарооборот сохраним, и людей, привыкших читать прессу, не обидим.
Много споров было вокруг того, можно или нельзя разрешать торговлю газетами и журналами вдоль городских дорог. По убеждению наших чиновников, это является нарушением федерального законодательства. Опыт Екатеринбурга, где просторные киоски прессы совмещают с автобусными остановками, говорит об обратном. Есть ли вообще на этот счёт единые правовые нормы, или мы выдаём желаемое за действительное?
На мой взгляд, в Красноярске пока нет главного -- политической воли в отношении киосковой сети. Она только начинает появляться. На совещании в Домжуре я говорил о том, что мы гордимся традиционными прохоровскими ярмарками книжной культуры, обновлёнными библиотеками, но ведь этого мало, чтобы нас считали, как раньше, читающими людьми. Надо сделать так, чтобы и местами продажи периодики красноярцы гордились в равной степени.
В мэрии уже вроде бы готовы поработать над тем, чтобы придать газетным киоскам статус социальных объектов. А то ведь сегодня распространители прессы находятся в тех же условиях, что и торговцы зарубежными овощами, фруктами и прочими продуктами питания, а также ширпотребом. Юристы администрации должны подготовить свои предложения на этот счёт.
Алексей Вишневецкий неожиданно для многих поднял вопрос о независимой прессе. Мол, для самой же власти выгодно помогать ей, в том числе и в распространении.
Он привёл пример Подмосковья, где существует государственный медиахолдинг, в который входят районные газеты. Все они рассказывают о действиях чиновников исключительно в положительном ключе. На страницах -- сплошная благодать, но в жизни-то всё иначе. И некому напомнить власть имущим о тех же переполненных дымных свалках, о прочих проблемах, которые в один миг могут взорвать общественное спокойствие.
И вот результат. Жители Волоколамска недавно закидали подмосковного губернатора Андрея Воробьёва, нашего с вами земляка, снежками. Произошло это возле больницы, куда привезли детей, пострадавших из-за выброса свалочного газа с полигона «Ядрово». Под крики "Позор!" , прикрываясь охранниками, тот добрался до машины и быстро уехал из города. Мэру досталось побольше.
«Вы хотите повторения этого в Красноярске?», -- читал я в глазах зампреда Союза журналистов России, наслышанного, в том числе и от меня, о засилии в Красноярском крае придворной прессы, бесплатно распространяемой среди широких народных масс. Но он этого вслух не произнёс -- из природной, видимо, деликатности.
В конце встречи заместитель мэра Вячеслав Полищук, который, насколько я понял, черпает информацию о жизни города в первую очередь из муниципальной газеты, вынужден был сказать:
-- Я сделал вывод -- СМИ не должны поддерживать власть, но власть должна поддерживать СМИ.
Была ли в его словах ирония -- не знаю. Хочется верить, что это всё же осознание истины.
Думается, что прошедшая во вторник встреча за круглым столом -- далеко не последняя. Сдвиги есть, пусть пока только в мозгах. Нужно продолжать диалог, торить пути к решению одной из серьёзнейших, в чём я уверен, проблем.
А пока... За неделю с карты Красноярска исчез ещё один газетный киоск. Его варварски снесли с торгового пятачка на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий». Станет ли он последней жертвой этой глупой войны с чтением?
Мне почему-то вспомнился известный кинорежиссёр Виктор Иванович Трегубович, любивший заходить к нам в редакцию боготольской газеты «Знамя Ленина». Однажды он рассказал:
-- Иосифу Виссарионовичу представили проект реконструкции Красной площади. По замыслу советских архитекторов, она должна была превратиться в широкий проспект с оживлённым автомобильным движением. Нынешний Исторический музей предлагалось снести. Следом должен был пасть храм Василия Блаженного. Архитектор уже было оторвал его от макета площади, демонстрируя открывающиеся просторы... И тут прозвучал тихий голос Сталина: «Поставь Василия на место». Всё застыли в немом ожидании. Архитектор смертельно побледнел. Больше никто этот вопрос не поднимал.
Может быть, мэр Ерёмин или губернатор Усс тоже произнесут в кругу своих подчинённых так же тихо и так же внятно: «Оставьте газетные киоски в покое!» Ей Богу, зауважаю их сильнее.
СЕТЕВАЯ РЕАКЦИЯ
Лилия Яковлева, город Ужур: «За киоски зацепились, а "Пивные причалы " растут, как грибы, этого никто замечать не хочет? Причём -- везде :на остановках, в подвалах и т. д.»
Вячеслав Белоусов, город Северодвинск Архангельской области: «Надо, чтобы эта тема прозвучала по всей стране. Иначе скоро останутся одни винные магазины и сыро-колбасные. Логика у чиновников чрезвычайно простая. Газетные киоски не приносят откатов... И, во-вторых, в них продают газеты, которые временами пишут о власти правду. Так зачем же чиновники будут заниматься членовредительством? Поскольку картина, подобная красноярской, едва ли не везде, то только вмешательство государства может изменить её. Выбор у него тоже простой: что предложить родным и детям -- либо "наливайки" на каждом шагу, либо хотя бы изредка -- магазины с книгами, журналами и газетами...»
Сергей Бурлаку, город Красноярск: «Во всём мире есть газетные киоски! Во всех европейских столицах! Почему их не должно быть в Красноярске?
Кстати, и цветочных киосков это касается. Стало трудно купить букет в центре.
Кто надоумил чиновников эти киоски сносить, какой логикой они руководствуются?»
Татьяна Соломатова, Красноярск: «Газет не видно из-за бижутерии, семян, канцтоваров. На Матросова даже одеждой и обувью торгуют. А вот книг нормальных давно нет. Стархит и прочая подобная цветная макулатура в изобилии... Сообщите адрес нормального киоска, и я туда ездить буду... Поспрашивала продавцов -- у них обедов нет, в туалет -- когда и куда? Завышенные какие-то планы, штрафы и минимум к получению после них денег».
Лилия Тычина, город Сосновоборск: «Это задача государственной важности! Обязательно надо отстоять газетные киоски. А то превратимся в обезьян заинстраграмленных».
Андрей Думанский, город Красноярск: «В Красноярске только цветочки... В городах края совсем газетные лавчонки изжили чинуши в погоне за мнимыми налогами... Они то смотрят на краевой центр».
Виталий Иванов, город Красноярск: «Я жил в Дудинке, изучал ситуацию. Народ перестал читать газеты. Покупают только кроссворды и прочие «гадалки». У местной газеты "Таймыр" тираж не более тысячи экземпляров. И это на весь район. Тот же «Красноярский рабочий» по подписке приходил всего в десяток ящиков, а в киосках его нет. Но это Таймыр. Им не интересно всё то, что происходит в крае, хотя район и входит в его состав. В Дудинке всего 2 газетных киоска: один частный, второй -- «Почты России». Выбор лучше в частном».
Сергей Орловский, город Красноярск: «У нас в Академгородке Академия наук с ними борется. Был один киоск -- и тот уничтожили. Газету теперь купить негде. Раньше выписывал «КР», потом отказался -- доставляли раз в две недели, а то и вовсе не приносили. Подписался на электронную версию, так мне удобнее. А вот кто в киоске покупал -- тем плохо. Говорят, снесли потому, что откатов не платили. А так ли это -- бог весть. Рядом стоял колбасный киоск -- мне продавщица сказала, что требовали откаты, денег не было, экскаватор и снёс. Но слова к делу не пришьёшь».
На снимке:
Киоск «Розпечати» на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» пал смертью храбрых.