Специальный корреспондент АРС-ПРЕСС поработал в пуле Сергея Лаврова на конференции по безопасности Афганистана.
Представители более 20 стран в конце марта собрались в Ташкенте на международную конференцию высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие». Российскую делегацию возглавлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, которого в рамках проекта МИД России и АРС-ПРЕСС: «РЯДОМ С МИНИСТРОМ» сопровождал в Узбекистан главный редактор информагентства БНК Алексей Лазарев из Сыктывкара.
С полгода назад по ночной Москве меня вез таксист из Узбекистана, который последние 15 лет зарабатывает частным извозом, а на родине бывает раз в год. Я и тогда задумывался о поездке в Ташкент, а тут, когда разговорился с таксистом, мысленно даже планы строить начал. По его словам, выходило, что столица Узбекистана сегодня туристическая мекка для европейцев, американцев, канадцев. «Дороги супер по всей стране, сервис прекрасный, перелет и цены на жилье и еду низкие, а безопасно, так как, если с головы туриста упадет волос, горе будет преступнику от властей надолго», - убедил окончательно меня узбек в необходимости поездки. Однако сам не собрался, а звонку из АРС-ПРЕСС с предложением войти в пул Лаврова во время поездки в Центральную Азию обрадовался. Понимая, конечно, что познакомиться со столицей Узбекистана в силу малого количества времени будет нереально.
Лидеры или их представители более чем 20 государств собрались в Ташкенте 26 и 27 марта, чтобы вместе с президентом Афганистана принять декларацию, в которой содержится призыв к лидерам движения Талибан (запрещено в России) начать с руководством Афганистана мирные переговоры без предварительных условий.
Как сообщил журналистам Сергей Лавров, конференция – инициатива Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, которую активно поддержал Президент России Владимир Путин. Состав участников включал в себя всех соседей Афганистана, такие страны, как Российская Федерация, Китай, Индия, Иран, страны Центральной Азии, без которых очень трудно всерьез обсуждать пути преодоления нынешнего афганского кризиса, а также многие европейские страны, Японию, страны Персидского залива.
Участниками конференции были заместитель госсекретаря США Томас Шеннон, Верховный комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини. Как сообщил источник в российской делегации после конференции, за пару недель до Ташкентского форума госпожа Могерини проявила инициативу о встрече с министром Лавровым в рамках конференции. Однако позже инициатива была отозвана автором с аргументацией на «загруженный график».
Открывая конференцию, президент Исламской республики Афганистан Ашраф Гани в связи с гибелью людей в России призвал почтить их память минутой молчания, подразумевая трагедию в Кемерове.
Первая пленарная сессия открывалась выступлением Сергея Лаврова.
Из доклада главы российской делегации прозвучало, что «за последние девять лет совокупный объем нашей помощи странам Центральной Азии, включая участие в программах ООН и других многосторонних институтов, превысил 6 млрд.долл. США».
«Динамично развивается взаимодействие по линии «силовых» ведомств. В интересах упрочения потенциала вооруженных сил и специальных служб государств Центральной Азии оказываем им значительную помощь, в том числе на безвозмездной основе», - отметил в выступлении Сергей Лавров.
Между тем, в ходе поездки источник в делегации России сообщил, что США склонили власти Кабула к отказу от безвозмездных поставок 40 тысяч единиц автоматов Калашникова.
По словам Сергея Лаврова, особое беспокойство вызывает расширяющееся проникновение так называемого Исламского государства (организация запрещена в России), прежде всего в северных провинциях, граничащих со странами СНГ. Там создаются опорные пункты, проходят подготовку выходцы из Центральной Азии, России, других государств. Видим в этом прямую угрозу для региональной и международной безопасности».
По нашей оценке, на территории Афганистана находится около трех миллионов наших соотечественников. По данным же руководства Афганистана, эта цифра достигает 10 миллионов, - сообщил во время конференции сотрудник МИДа Узбекистана.
Другим серьезным вызовом, исходящим из Афганистана, остается наркопреступность. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в прошлом году в Афганистане в очередной раз зафиксированы рекордные показатели производства опийного мака. Афганский героин обеспечивает существенную финансовую «подпитку» террористам и экстремистам как в самом Афганистане, так и в возрастающей степени далеко за его пределами, -акцентировал внимание глав делегаций Сергей Лавров.
Перед конференцией МИД России опубликовал комментарий, в котором заявил, что Россия обеспокоена ростом террористической активности движения талибов. Означает ли это, что пока идея переговоров с талибами без предварительных условий излишне оптимистична? – спросили Сергея Лаврова российские журналисты в Ташкенте.
- Эту идею выдвинул и в очередной раз подтвердил сегодня Президент Афганистана Ашраф Гани, который прямо сказал, что афганская сторона - «за» переговоры с талибами без предварительных условий.
Напомню, что в Совете Безопасности ООН раньше принимались решения, которые никто не отменял, с призывом к талибам сесть за стол переговоров на основе признания конституции Афганистана, отказа от контактов с террористами и попыток решить афганскую проблему силовым путем. Я думаю, что, если талибы сядут за стол переговоров, это автоматически будет означать, что они готовы следовать именно этому курсу.
Что касается их вовлеченности в террористическую деятельность – она сохраняется. Совсем недавно, буквально на днях, талибы подорвали линию электропередач, оставили на двое суток без электричества значительную часть Афганистана. Конечно, в этом контексте важно успокоить ситуацию для того, чтобы заниматься афганской экономикой. Чтобы вместо попыток диверсий, которые лишь отпугивают инвесторов, мы видели диалог и совместную созидательную работу, что поможет и экономическим операторам из других стран начать вкладываться в Афганистан, не опасаясь за свои инвестиции, - заявил Сергей Лавров.
Представителей движения талибов на конференцию в Ташкент не пригласили. Однако, как стало известно на «полях» конференции от высокопоставленного источника принимающей стороны, в ночь с 26 на 27 марта один из лидеров талибов в Твиттере написал высокопоставленному чиновнику правительства Узбекистана просьбу пригласить их на переговорную ташкентскую площадку. К тому моменту первый день работы конференции завершился двусторонними встречами глав делегаций. Поэтому пригласить талибов не успели, а участники практически единогласно приняли резолюцию, призвав движение Талибан отказаться от террористической деятельности и сесть за стол мирных переговоров с руководством страны.
В день завершения конференции стало известно о высылке более 100 российских дипломатов с территорий иностранных государств. Разумеется, глава российского МИДа не оставил этот факт без внимания:
- Во-первых, наверное, напрашивающийся вывод заключается в том, что мы были правы, когда несколько раз подчеркивали, как мало остается самостоятельных стран в современном мире и современной Европе. Во-вторых, конечно же, когда из той или иной страны просят выехать одного или двух дипломатов, шепча нам на ухо извинения, – мы знаем доподлинно, что это результат колоссального давления и шантажа, который, к сожалению, сейчас является главным инструментом Вашингтона на международной арене. Будь то эта ситуация или палестинская проблема, когда напрямую заявляется, что США не будут давать деньги Палестине, пока она не согласится на ту идею, которая пока еще не сформулировали. То есть «покупайте втемную», так же как покупаете «втемную» заявления премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в ситуации, когда эти заявления просто оскорбляют систему англо-саксонского и британского правосудия.
Сергей Лавров особо отметил «стремление правящих элит не прислушиваться к голосу народа».
- Мне сегодня показали материалы немецкой газеты Die Welt, в которой проводился опрос населения на тему: надо ли вводить новые санкции против России? Больше 80% ответили отрицательно. Так что механизмы прямой демократии также нужно почаще использовать, резюмировал глава российского МИДа.