Вопрос: Вы, наверное, обратили внимание, что в этом здании висят плакаты «Россия – страна возможностей». В своем выступлении в ходе мастер-класса Вы апеллировали к историческому опыту. Расскажите о том, что Россия – страна возможностей на исторических примерах. На мой дилетантский взгляд, когда я смотрю на Нину Петровну Хрущеву и Жаклин Кеннеди, то я понимаю, кто откуда и что у нас страна действительно огромных возможностей. А какие у Вас возникают примеры на эту тему?
С.В.Лавров: По большому счету, наверное, любой человек, который добился чего-то в этой жизни, может привести такие примеры. На основе своего личного опыта и опыта своих друзей. Да, не у всех это получается, не у всех сбываются мечты. Но тот, кто целеустремленно идет к поставленной цели (может, не всегда, но в подавляющем большинстве случаев) получает искомый результат.
В случае, когда работает этот, как принято сейчас говорить, «социальный лифт», мне кажется, решение задачи пополнения лидерских кадров за счет новых людей является оптимальным. Сегодня в ходе пусть короткого, но все-таки достаточно конкретного общения я увидел заинтересованных молодых людей, которые любят свои профессии и считают, что они могут сделать для страны больше. Я бы именно так сформулировал их стремление участвовать в этом проекте, пройти испытание и конкурс. Я очень надеюсь, что результаты будут соответствовать их ожиданиям, и многие из них будут замечены, им будет предложена новая работа.
Вопрос: Когда Вы рассматривали биографии людей, их специализацию, что для Вас было важным при предложении какого-то фронта работы в МИД России?
С.В.Лавров: Я говорил об этом, выступая на заседании форума. Это, прежде всего, конечно, самоотдача, готовность решать сложные вопросы, не считаясь со своим личным графиком и расписанием, широкая эрудиция, потому что сегодня в сфере международных отношений возникают проблемы, которые выходят далеко за рамки классической дипломатии. Конечно же, это и готовность к достаточно серьезным ограничениям в своем личном времени, ненормированный рабочий день, поездки за рубеж, очень часто в страны с тяжелым климатом, с тяжелой военно-политической обстановкой и многое другое. Но самое главное для успеха в дипломатии (как, наверное, и в любой профессии, но, может, даже больше, чем в некоторых других) – это чтобы ты ощущал себя сопричастным той жизни, которой живет твоя страна, ощущал себя неотъемлемой частью своей страны и Отечества. Это можно назвать патриотизмом, ответственностью за судьбы своей страны – как угодно, но без этого качества очень трудно отстаивать интересы государства, которое ты представляешь в диалоге с другими странами.
Вопрос: В международном опыте Вы замечали такого рода проекты, такие «социальные лифты»? Какие примеры Вы можете привести? В чем уникальность именно нашего проекта?
С.В.Лавров: Я думаю, что подобное тому, что было организовано в Сочи, едва ли где-то еще можно найти. В каждой стране есть свои правила и методы подбора кадров. На Западе в большинстве случаев, особенно там, где действуют принципы двухпартийности, в первую очередь это видно на примере США, или трех/четырехпартинойсти, как, например, в Германии, идет постоянная смена позиций. Демократы у власти – республиканцы уходят в бизнес или политологию, которая, в свою очередь, финансируется бизнесом и государством. Сменилась властвующая партия – вторая партия уходит в те же бизнес-структуры, мозговые тресты. Вот так вырисовывается круг людей, которые пестуются и потом выдвигаются на руководящие посты. То, что сделано сегодня, то, что инициировал Президент России В.В.Путин – такого я не припомню в других странах. Наверное, не надо делать попыток кого-то копировать или навязывать всем свои методы поиска молодых лидеров. Каждая страна лучше, чем кто либо другой ощущает, как живет общество, в чем оно заинтересовано и что можно сделать для того, чтобы эти «социальные лифты» были предложены всем, кто хочет себя проявить.
Вопрос: В чем интерес МИД России к «Лидерам России»?
С.В.Лавров: Мы надеемся, что этот конкурс поможет нам найти людей, которые будут заинтересованы прийти на дипломатическую службу, будут отвечать всем критериям, о которых я говорил. У нас есть специальный процесс конкурсного отбора. Помимо объективных критериев – хороших результатов по итогам окончания университета, магистратуры и как минимум двух иностранных языков, проходят еще и собеседования, помогающие выявить творческие черты человека, который проходит такое собеседование, его способности, умение быстро реагировать, его интуицию, потому что интуиция в дипломатии очень важна. Иногда благодаря ей, ты можешь очень многое решить. Например, вовремя завершить переговоры, на хорошей ноте, которая тебя устраивает, или в какой-то другой ситуации. Так что надеюсь, что и сегодняшнее мероприятие, в частности, моя встреча с тремя победителями МИДовского сегмента этого конкурса, будет плодотворной.
Вопрос: Вы открыты для других «лидеров России», которые хотели бы получить Ваш совет или озвучить свои предложения?
С.В.Лавров: Безусловно. Пожалуйста, мы к этому всегда готовы. Между прочим, это не первый раз, когда мы от представителей гражданского общества в широком смысле, профессионалов в той или иной сфере получаем предложения о том, как выстраивать нашу внешнюю политику и решать конкретные вопросы. У нас круглогодичный диалог с представителями некоммерческих организаций, раз в год проводим пленарное заседание с моим участием. В течение года во всех наших департаментах, занимающихся отдельными регионами, а также, которые работают по линии ООН, европейских организаций мы встречаемся с профильными НПО, организуем семинары-диспуты. В этих диспутах очень часто рождается немало интересных идей. При Министре действует Научный Совет, где уже «убеленные сединами», а также молодые ученые организовывают дискуссии, позволяющие вычленять очень интересные идеи. Конечно, еще есть и Деловой Совет при Министре, где представители наших ведущих компаний делятся своими оценками того, что происходит в мире. У большинства наших серьезных компаний есть не только озабоченность тем, чтобы российский бизнес не дискриминировался на мировых рынках. У них есть и очень интересные наблюдения, которые прямо связаны с внешней политикой, с какими-то геополитическими расчетами стран, в которых они работают. Эти оценки тоже очень серьезно помогают в нашей деятельности.
Вопрос: У Вас такой загруженный график. Находите ли Вы время мечтать, и о чем Вы мечтаете?
С.В.Лавров: Мечтать, как говорится, не вредно – это всем известно. Смотря, что понимать под словом «мечтать». В путешествиях, когда я лечу в самолете, читаю материалы к очередным переговорам. Когда просто ложусь спать, конечно, в голове какие-то мысли, как и у любого человека. Но все чаще и чаще эти мысли трансформируются в то, как выстроить завтрашний день, если предстоят серьезные переговоры, либо как лучше решать какую-то проблему более долгосрочного плана – и засыпаешь хорошо. Это помогает.