Софья Дубинская, исполнительный директор АРС-ПРЕСС, Председатель Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России
Прочитала мнение эксперта: печатная пресса – в коме, без помощи государства не выздоровеет. Еще более резко высказался Владимир Сунгоркин, главный редактор «Комсомольской правды». В полемическом запале он употребил слово «крах» - применительно к негосударственным СМИ. Зато государственная пресса, по его мнению, будет, что называется, в шоколаде.
А какие, в таком случае, перспективы у изданий, входящих в АРС-ПРЕСС? Мы-то не делим наши газеты на государственные и, как их иногда называют, независимые. Хоть независимых, как таковых нет. Зависимость в разных видах все равно есть – от учредителя, от обстоятельств, от политической обстановки в стране. Но насчет «шоколада» у государственных – это тоже большое преувеличение. Региональные бюджеты постоянно урезаются, пресса отнюдь не первоочередная боль у губернатора, мэра, администрации, от которых зависит финансирование СМИ.
Ну, так что – сидеть и ждать манны небесной? И тихо уплывать в кому? Из которой можно и не выйти, - в переводе на обычный язык, закрыть, обанкротить издание, которое десятки лет было своего рода символом устойчивой, привычной жизни…
А вот и нет! Вернувшись к медицинской терминологии, можно увериться в обратном: если поставлен правильный диагноз и если до комы все же не дошло, включаются защитные силы организма. О которых в обычное время не думаешь, но они есть. Главное верить, что не все так плохо, как предрекают самые лучшие специалисты.
Вернемся однако на землю, в свою привычную медиасреду, но с кризисным оттенком. Практика издателей наглядно свидетельствует: безвыходных положений нет, из любого тупика можно искать (и найти!) выход. Вот только несколько вариантов борьбы за свое издание. Прошу прощения за использование технологий, это не наше ноу-хау, оно используется многими редакциями.
Рецепт первый, универсальный. Создаем «запасной аэродром», издаем газету-спутник, которая разговаривает с читателями на языке, порой обывательском, но на темы, которые волнуют всех, – от академика до домохозяйки. Тематика – здоровье, сад-огород, кулинария, домашние питомцы. Та самая повседневная жизнь, которая нечасто попадает на страницы «серьезных» общественно-политических изданий. Между тем, именно эти газеты-спутники позволяют собрать рекламу, заработать живые деньги для поддержки основного и нередко убыточного издания. Опыт успешных изданий – это и вкладки, и четвергово-пятничные толстушки, и самостоятельные газеты-спутники.
Рецепт второй, больше подходит для газет и журналов, называемых государственной прессой. Условно мы дали ей слоган «Обрати на меня внимание!». Это – из области отношений «Власть и пресса». Главы регионов, как бы они не назывались, привыкли к тому, что у них есть своя газета, свое радио, телевидение, информагентство, они, фигурально выражаясь, считают его своим рупором, с помощью которого можно донести результаты деятельности до населения региона. Своя пресса – это для власти привычно. Нас помнят, нас приглашают на планерки, еженедельные совещания, поздравляют со знаменательными датами.
Для издания быть необходимым власти – это одно. А вот стать привлекательным, интересным не только в плане передачи информации населению – совсем другое. Почти два года АРС-ПРЕСС реализует проект «Узнаем Россию вместе!». Руководители региональных изданий страны принимали участие в медиатурах на Байкал, во Владимир, Великий Новгород, подмосковный Солнечногорск, встречались с губернаторами, главами регионов, знакомились с достижениями регионов, побывали на предприятиях, агрокомплексах. Надо ли говорить, что такое замечательное продвижение региона и его главы на всю Россию инициировано коллективом того самого государственного издания, которое призвано быть просто рупором власти. После этого, согласитесь, руководителю удается увидеть «свою» газету другими глазами.
Рецепт третий. Еще один слоган «Делай, как я». Пожалуй, самое уязвимое место в большинстве редакций – квалифицированные кадры, без которых невозможно издавать интересное и нужное читателям издание. Любой из нас знает, что выпускник факультета журналистики – это, извините за резкость, - заготовка, которая отшлифовывается многолетней работой. Редакторы многих газет, не полагаются на удачу – а вдруг-де попадется звездный парень или девушка, заметки которого украсят газетные полосы. Инициативного, грамотного, профессионального журналиста надо воспитывать самим, в своем коллективе, собственным примером. И создаются у нас при редакциях школы юного журналиста, клубы юнкоров, курсы для старшеклассников, для которых наша профессия может стать смыслом жизни. До чего додумались самые продвинутые: в детских садах формируются силами родителей и журналистов библиотеки хороших детских книжек, «Веселых картинок», «Мурзилки». Вот такое, можно сказать медиаобразование буквально с нуля. Польза в чем – детям, у которых не поздно еще сформировать любовь к печатному слову и нередко заменить болезненную зависимость от разного рода гаджетов. Впрочем, может статься, одно другое не исключает…
Так вот – о воспитании кадров для своей редакции. Практика юнкоров, юных журналистов проходит непосредственно в редакциях. Они узнают азы профессии, пробуют перо на страницах детских вкладок и приложений во «взрослых» газетах. Позже – рекомендация редакции при поступлении на факультет журналистики. И – пусть не так часто – возврат в редакцию газеты, которая его воспитала, уже в качестве полноценного сотрудника. Но если ваш питомец окажется востребован другими изданиями – не огорчайтесь! Ведь именно вы сделали благое дело, дали человеку путевку в профессию.
Наверно, пора остановиться. Таких рецептов, помогающих нам с вами включать защитные силы и не только выживать, но и жить полноценной жизнью, - много. Главное, верить: от нас самих зависит многое. Это не пустые слова, практика наших коллег – замечательная школа в нелегких жизненных университетах. Верить и в то, что вторым дыханием, возвращающим силы, дело не ограничивается. У автомобилистов есть третья скорость – пусть у нас с вами откроется третье дыхание.
Давайте не будем впадать в уныние. Давайте сами будем учиться рисковать, принимать решения, пусть не всегда популярные – такова, увы, участь любого руководителя.
И с надеждой вступим в 2018-й. Пусть будет он для всех нас добрее и удачливее года уходящего.
С праздником!