Наш корреспондент в составе пресс-тура продолжает экскурсию по Белоруссии – родины огромных самосвалов и секрета высокой рождаемости
Продолжение
Продолжаю отчет о пресс-туре по Белоруссии только с одной целью - хочется показать читателю, как живут белорусы, пожалуй, самый дружественный нам народ с западной стороны. Они избрали свой путь. Он больше близок к социализму, как выразился один из местных муниципальных чиновников, к китайской его модели. Хотя – один в поле не воин, и многие люди в Белоруссии готовы признать, что рано или поздно будут вынуждены полностью скопировать нашу модель, либо пойти по еще более радикальному пути. В любом случае, это народ добрый и гостеприимный, и наш пресс-тур тому подтверждение.
Жодино
Мы прибываем в Жодино – совсем еще молодой город, основанный в 1963 году. На сегодня здесь проживает около 65 000 человек. Город промышленный. В нем расположено 11 предприятий машиностроения, деревообработки, легкой и пищевой промышленности.
Главное из этих предприятий, безусловно, ОАО «БелАЗ». Предприятие входит в семерку крупнейших производителей карьерной техники в мире и занимает 1/3 мирового рынка производств карьерных самосвалов.
Экспонат на… зубе
Знакомство с городом начинается с Жодинского хлебозавода. На проходной нас уже традиционно встречают караваем и солью. Проходим по цехам завода, видим, как печется вкусный хлеб, делаются изделия с кремом. Директор предприятия Валерий Бабицкий рассказывает о трудовом коллективе, о сотрудничестве завода с российскими коллегами, об оборудовании, применяемом в технологических процессах, о том потенциале, который пока не задействован. Мне удается задать несколько вопросов главному технологу завода. Например, я выяснил, что непривычный для нас очень черный хлеб готовится без добавления искусственных красителей. Такой необычный цвет он приобретает за счет применения солода. А еще меня уверили, что бездрожжевой хлеб ничуть не полезней традиционного, который готовится на дрожжевой закваске. Скорее, наоборот. Завершилась экскурсия, как всегда, дегустацией продукции и посещением своеобразного музея. Экспонаты коллекции можно попробовать на зуб, а часть - предложили забрать с собой. Мне достался набор пряников различной формы. Один из них, выполненный в форме автомобиля БелАЗ, очень приглянулся моему внуку.
Аллея фонарей
Покинув завод, мы в сопровождении мэра города Юрия Шарого направились на одну из улиц Жодино для пешей прогулки. Нам демонстрируют «Аллею фонарей». По сути это широкий бульвар, где с одной стороны организована пешеходная зона, а с другой располагается сквер. Своеобразие пешеходной зоны – в количестве отличных друг от друга фонарей, каждый из которых расположен на отдельной углубленной площадке и стилизован по воле фантазии исполнителя. Секрет здесь прост. Каждое из крупных предприятий оформило свою площадку в соответствии с корпоративными и знаковыми стилями. Получилась необычная улица, где приятно прогуляться любому жителю, а особенно тем, кто может порадоваться за творчество своих коллег. Еще одним преимуществом данного решения являются минимальные затраты из бюджета. В итоге и люди остались довольны, и властям удалось сэкономить значительные средства. Здесь переплелись корпоративные и общегородские интересы. Подобное решение могло бы подойти любому городу.
Секрет рождаемости
Мы приехали в Жодино в будний день. Гуляющих было не так много, но бросилось в глаза значительное количество мамочек с детьми. Ничего подобного мне не удавалось наблюдать в других городах Белоруссии, да и России. Причина такого явления раскрылась чуть позже, когда мы посещали БелАЗ. Оказывается, на предприятии из десяти тысяч работающих на площадке в Жодино 501 женщина находится в отпуске по уходу за ребенком. Каждая из них получает в течение трех лет государственную материальную поддержку. Кроме того, само предприятие доплачивает матерям дополнительно на протяжении всех трех лет такую же сумму. На таких условиях и наши бы женщины захотели рожать больше детей.
Зарплата в цифрах
На проходной БелАЗа нас вновь встречают хлебом-солью. Сначала демонстрируется фильм о заводе и его продукции. Здесь озвучиваются удивительные цифры. Оказывается, кроме заботы о матерях, руководство только за этот год трижды повышало зарплату работникам, доведя ее до уровня 500 долларов (1000 белорусских рублей или примерно 32 тысячи российских рублей). Зарплату поднимали дважды на 10 процентов и один раз на 15. И еще одна интересная цифра заинтересовала журналистов: в России на производстве комплектующих для БелАЗа трудятся 70 тысяч человек!
Дальше мы отправляемся в музей, где знакомимся с историей предприятия, и выходим на площадку с разнообразной по функционалу продукцией. Кульминацией экскурсии стала демонстрация БелАЗов грузоподъемностью до 450 тонн. Я назвал этих монстров домами на колесах, хотя тут подойдут другие названия, например, корабль на колесах или завод на колесах. Стоя рядом с этаким гигантом, ощущаешь себя просто песчинкой.
В автобусе мы еще долго обсуждали увиденное в Жодино, но наш маршрут не был еще исчерпан и впереди нас ждали другие приятные сюрпризы.
Продолжение следует
Алексей ГЕРАСИМОВ (Ильин), заместитель главного редактора газеты «Час Пик» (г. Верхняя Пышма, Свердловская область), член АРС-ПРЕСС
Фото автора