В начале ноября постоянный комитет Союзного государства совместно с национальным пресс-центром Республики Беларусь организовали поездку российских журналистов в Минскую область. В число трёх десятков счастливчиков попал и спецкор "Красноярского рабочего".
Слуцк - город мастеров
Впервые Слуцк упоминается в 1116 году в "Повести временных лет" как один из городов Туровской земли, которой в 1160 году начал править князь Владимир Мстиславич - внук Владимира Мономаха. Сегодня здесь проживают более 60 тысяч человек, ещё около 30 тысяч - в сельской местности.
К слову, район и город находятся под единым управлением. И это притом, что и там, и там очень много промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Одних только строительных - 14. Но председатель райисполкома А. Янчевский с командой управленцев справляется с порученным делом.
Все производственные показатели здесь значительно перевыполняются, а экспорт продукции вырос не просто в разы, а в десятки. Сливочного масла в Россию, к примеру, стали продавать больше, чем в прошлом году, в 15 раз.
Вряд ли случайно знакомство с городом мы начали с комбината "Слуцкие пояса", который известен тем, что стал возрождать древние традиции ткачества. Ведь пояс для белорусской шляхты был не только атрибутом одежды, но и признаком благосостояния.
Стоили такие изделия очень дорого, особенно четырёхсторонние. Можно было обвязывать талию любой из сторон, и завистники говорили: "Смотрите, какой богатый шляхтич! Он каждый день меняет пояса".
От того времени в музее остались лишь восковые фигуры слуцкой знати с повязанными поясами. Но братья-белорусы не забыли свою историю, и несколько лет назад по инициативе директора комбината Л. Тарасовой был реализован инвестиционный проект по выпуску аналогов и копий знаменитых поясов.
Нам показали ткацкую машину (иного слова к сложному механизму и не подберёшь), на которой мастерица за восемь часов напряжённой работы делает всего один пояс. Стоит такое изделие, скажем так, недёшево, поэтому аналоги старинных поясов чаще всего дарят высоким гостям. Их берёт с собой президент Александр Лукашенко в качестве подарков, когда посещает другие страны.
Показали нам и ручное производство изделий изо льна. Скажу честно, не каждый крепкий мужик выдержал бы тот темп работы на ткацком станке, который выдерживают женщины. Челнок в их сноровистых руках буквально мелькает из одной стороны в другую, но всё равно готовая ткань рождается по миллиметрам в минуту. Зато какие изделия выпускают мастерицы!
Насмотревшись на такую красоту, мы двинулись дальше - на Слуцкий сыродельный комбинат, где нас традиционно встретили хлебом с солью и, переодев в спецодежду, продемонстрировали таинство рождения сыра и других вкусных молочных изделий.
Показали и святая святых комбината - место, где головки сыров доходят до кондиции. Выяснилось, что чем жирнее сыр, тем больше времени ему нужно на дозревание. На это уходит минимум квартал, максимум - полгода. Зато какой вкус у этого деликатеса! Мы попробовали - чуть языки не проглотили.
Свою продукцию комбинат отправляет не только в районы Белоруссии, но и в Россию. Впрочем, экспортная составляющая на предприятиях Минской области - это главное направление в их работе. Мне уже приходилось писать о том, что республика потребляет на внутренние нужды лишь треть произведённой сельскохозяйственной продукции, всё остальное идёт на экспорт, больше всего - в нашу страну.
Показательно, что в нынешнем году отмечен рекордный рост экспорта. Из Минской области вывоз продукции в Россию вырос на 34 процента. Причём рост сотрудничества отмечен не только с Москвой и Санкт-Петербургом, но с Дальневосточным федеральным округом. А на Сахалине белорусские строители возвели агрогородок и животноводческий комплекс, куда со дня на день самолётами будут отправлены 600 белорусских высокопродуктивных бурёнок.
Когда нам об этом рассказали в Смолевичском районе, я сразу вспомнил, как во время визита белорусской делегации в наш край первый заместитель председателя Совета министров Владимир Семашко предлагал тогдашнему губернатору Виктору Толоконскому тоже построить в крае 2-3 агрогородка.
Похоже, Виктор Александрович тогда пропустил это предложение мимо ушей, но на встрече с братьями-белорусами присутствовал нынешний врио губернатора Усс. Может, Александр Викторович вспомнит о предложении Семашко и претворит идею в жизнь? Честное слово, она того стоит!
Но я немного отвлёкся. После посещения сыродельного комбината мы перешли дорогу и попали в аудитории Слуцкого государственного колледжа. Это учебное заведение выпускает специалистов пищевой промышленности, в частности, сыроделов. Поэтому большинство выпускников попадают в знакомое по учебной практике здание Слуцкого комбината, где и претворяют полученные знания в жизнь.
Интересно было узнать, что в колледже готовят специалистов и для российских регионов, в том числе для Алтайского края и Свердловской области. А ещё нам показали музей молока и зимний сад, где зреют лимоны и апельсины, растут диковинные южные деревья и кустарники.
Родина большегрузных самосвалов
Никогда не думал, что придётся побывать в городе, где делают самые большегрузные в мире самосвалы. Приходилось видеть БелАЗы-сорокатонники в угольной траншее Бородинского разреза, а за несколько недель до поездки в Белоруссию по пути в Красноярск встретил на дороге целую автоколонну этих богатырей.
Но чтобы увидеть, как в цехах собирают эти махины,- даже мечтать не приходилось. А хотелось очень... И словно подарок судьбы - посещение города Жодино.
Но организаторы пресс-тура прежде завезли нас на завод, где выпускают более ста сортов хлебобулочных изделий и две сотни сортов различной сдобы. В отличие от России в целом и от Красноярского края в частности, где хлеб сегодня производят, наверное, сотни тысяч частных пекарен, в Белоруссии этот продукт относится к стратегическому. Поэтому в городах его доверено выпускать государственным предприятиям.
Что интересно, наши хлебопёки пекут зачастую такой хлеб, который уже на следующий день начинает крошиться. Нам жодинцы подарили свою выпечку, и могу свидетельствовать: по приезду домой - на четвёртый день - хлебушко был такой же мягкий и ароматный!
Впрочем, по-другому работать белорусские хлебопёки просто не могут. В городе с населением 64 тысячи человек, половина - это рабочий класс. Только на "БелАЗе" работают более десяти тысяч человек. А рабочий класс недаром раньше называли гегемоном - он просто не позволит кормить себя абы чем. Да и ГОСТ в республике по-прежнему стоит на страже качества, в отличие от России, где придумали хитроватые технические условия (ТУ).
Впрочем, выезжая вечером из Жодина, мы увидели небольшую пекарню. Но это скорей исключение из правил. 93 процента хлебобулочных изделий здесь производит крупный хлебокомбинат.
Жодино по масштабам сравним с нашим Зеленогорском. Он такой же компактный, красивый, чистый и ухоженный. Поэтому многие предприятия находятся по соседству друг с другом. Вот и мы, выйдя из горячих цехов хлебокомбината, пешком пошли в цеха "БелАЗа".
Впрочем, хозяева отправили нас пешим строем далеко не случайно, поскольку путь лежал через знаменитую аллею фонарей. Её оборудовали совсем недавно - 3 июля нынешнего года, к очередному Дню города.
Суть замысла - каждое предприятие и организация должны были соорудить свой фонарь. И все светильники оказались не похожими друг на друга, каждый из 26 имеет свою творческую изюминку. Даже днём аллея завораживала глаз, а ночью, говорят, она выглядит особенно эффектно.
Мы дошли до дороги, на другой стороне которой высились корпуса "БелАЗа", и увидели какое-то инопланетное чудовище, сделанное из шестерёнок и прочих автомобильных деталей. Как выяснилось, авторы этого монстра - умельцы предприятия.
Буквально через несколько минут мы увидели и чудо-машины. Сначала в коротком рекламном ролике, затем наяву. Лично мне хотелось взглянуть на самый мощный самосвал холдинга - 450-тонный БелАЗ. И мечта сбылась! Огромная, в три этажа высотой, машина стояла среди своих собратьев меньшей грузоподъёмности, как Гулливер среди лилипутов, хотя и эти самосвалы способны перевозить целые горы грузов - от 40 до 360 тонн за один рейс.
Но 450-тонник - это особая песня. Только три страны мира - США, Япония и Белоруссия - могут создавать таких богатырей, а грузоподъёмностью в 450 тонн отличаются только жодинские машиностроители. Правда, американцы тоже создали подобную махину, но у них вычисление объёма кузова идёт с увеличением 1,1 по сравнению белорусскими подсчётами.
Если кузов 450-тонника измерить на американский манер, получается, что он способен принять на борт ещё 50 тонн дополнительного груза. Чтобы такой исполин с полным грузом двигался, его оснастили двигателем мощностью 4 600 лошадиных сил.
Два таких гиганта уже работают в карьерах соседней с нами Кемеровской области. Третий, который мы видели на смотровой площадке, готовится к отправке в дальнее зарубежье. Но для перевозки его нужно разобрать, иначе ни одна железнодорожная платформа не сможет принять такой тяжёлый негабаритный груз.
На испытательном полигоне нам показали самосвал, способный перевозить в своём кузове 360 тонн груза. На удивление машина легко совершала повороты, шустро взбиралась на высокую горку. Заместитель генерального директора Эдуард Якубович сказал, что управлять большегрузным БелАЗом не сложнее, чем легковушкой. На заводе даже организован промышленный туризм, участники которого за сотню долларов могут с полчаса поездить на самосвале по испытательному треку.
Показали нам и сборочный цех, фотографировать, правда, не разрешили. Из-за большого веса изделий собирают самосвалы не конвейерным, а стапельным методом. Иными словами, каждая машина обрастает узлами и деталями, стоя на одном месте.
В год холдинг "БелАЗ" выпускает до двух тысяч самосвалов различной мощности. Среди адресов доставки есть и наш Красноярский край.
У нас "Солянское", у них - "Шипяны"
Пожалуй, не меньше, чем поездку в Жодино, лично я ждал посещения в Смолевичском районе Минской области хозяйства "Шипяны - АСК". Хотелось своими глазами посмотреть, как живут сельчане братской республики, узнать об их проблемах и достижениях.
Наконец, такая возможность представилась. После обеда мы сели в автобус и поехали в Алесино - центральную усадьбу хозяйства. Накрапывал холодный дождик, иногда пробрасывал снег, но капризы белорусской погоды не испортили настроение российским журналистам. Тем более что в Алесине нас ждал очень тёплый приём с традиционным караваем с солью и задорными песнями в исполнении сельских артистов.
Нашими гидами стали председатель Смолевичского райсовета Пётр Графутко и его коллега из Курганского сельсовета Инесса Хващевская. Из их рассказов мы узнали, что "Шипяны - АСК" имеют 6,5 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий, из которых 5 500 гектаров занимает пашня. В нынешнем году зерновые культуры заняли ровно половину посевного клина.
Как и у нас в крае, погода осенью не баловала хлеборобов хозяйства, но всё равно здесь получили 65 центнеров зерна с гектара. Радуют и показатели в животноводстве: в прошлом году здесь надоили по 8 тысяч литров молока от коровы, а на новом животноводческом комплексе в Алесине - и все 9 тысяч. Нынче надой будет ещё выше.
Оказалось, что "Шипяны - АСК", как и красноярское ОПХ "Солянское",- элитное хозяйство. Недавно здесь построили новый завод по производству семян элиты зерновых, кукурузы, рапса и крупяных культур мощностью 8 тысяч тонн семян в год.
Есть у братьев-славян и общие трудности. Здесь, как и у нас в крае, задержка в оплате проданных семян, а часть зерна приходится обменивать на фураж. В остальном же селянам Белоруссии можно только позавидовать, поскольку государство не на словах, а на деле поддерживает своих кормильцев.
В Алесине нам показали новый агрогородок, где в домах коттеджного типа есть всё для нормальной человеческой жизни: газ, центральное отопление, канализация и прочие удобства. Но вот что не менее интересно. Мы у себя горюем, что на селе перестали держать коров и свиней. А в том же агрогородке Алесино журналисты не увидели даже кур. Собаки здесь - и то редкость.
На приусадебных участках всего по две-три грядки под овощи, и только. И то верно, зачем гробить себя во вторую смену на подворье, когда даже в Минске литр молока в переводе на наши деньги стоит 21 рубль, килограмм свинины - 190, килограмм говядины - 200 рублей! В сельской местности все продукты питания, естественно, ещё дешевле.
Если дальше рассуждать о ценах в Белоруссии, то они, как и у нас, растут. Но за год поднялись на считанные проценты, не более. Например, хорошая сырокопчёная колбаса в Минске стоит 15-16 белорусских рублей. На наши деньги это чуть более 500 рублей. Но это, заметьте, настоящая колбаса, в которой нет ничего, кроме мяса и сала.
А с любимым напитком русских и белорусских мужиков - вообще "кино". На третий день поездки мы с друзьями заказали в кафе за обедом 200 граммов водочки "Бульбаш". Официантка принесла счёт на... 4 рубля. "Сколько?" - только и смогли вымолвить акулы пера.
Только вечером, во время встречи с председателем Минского облисполкома Анатолием Исаченко, мы поняли три составные части ценообразования в Республике Беларусь. Главное заключается в том, что братская страна сумела сохранить и приумножить промышленное и сельскохозяйственное производство.
Только в Минской области прирост выпуска машин и оборудования нынче вырос на 58 процентов, химических продуктов - на 20, вычислительной электронной и оптической аппаратуры - на 17, фармацевтических препаратов - на 14 процентов. Несмотря на тяжёлые погодные условия года, на процент увеличилось производство сельскохозяйственной продукции.
Такой рост позволил поднять среднемесячную зарплату в среднем на 4,6 процента, доведя её до 797 белорусских рублей, что в перерасчёте на наши деньги составляет примерно 27 тысяч. Согласитесь, неплохо. Тем более что в республике нет такого разрыва в доходах, как это наблюдается в России. Начальство здесь получает всего в три-четыре раза больше, чем подчинённые. Да и селяне, особенно в хороших хозяйствах, не обижены в заработках.
Мамаши в Белоруссии получают пособия по уходу за ребёнком до трёх лет. Семьи, в которых трое и больше детей, могут рассчитывать на бесплатное жильё от государства. Безработица в Минской области составляет всего 0,6 процента. В Жодине она вдвое меньше. Всюду наблюдается рост рождаемости.
Особая статья дохода республики - экспорт. Не случайно наш пресс-тур проходил под брендом "Актуальные вопросы сотрудничества Минской области с регионами России". Анатолий Исаченко назвал впечатляющие цифры: в январе - августе нынешнего года экспорт Минской области в Брянскую вырос на 76,5 процента, в Белгородскую - в 2,6 раза, в Тверскую - на 91 процент.
К сожалению, уже вернувшись домой, я узнал, что экспорт всей Белоруссии в Красноярский край вырос всего на 8 процентов. Но недавняя встреча врио губернатора Александра Усса с полномочным представителем посольства республики в нашем регионе Виктором Щетько внушает оптимизм. Нам есть что предложить соседям, есть что самим купить у них.
"Зелёный" - минским электробусам
Хорошо бы красноярцам увидеть на своих улицах электробусы Минского завода "Белкоммунмаш" накануне Универсиады 2019 года. Вы не поверите, но эти экологически чистые машины были собраны на предприятии, которое в годы советской власти ремонтировало троллейбусы со всей европейской части СССР.
После развала большой страны ремзавод остался без заказов. Казалось бы, предприятие было обречено на крах. Но побывавший на заводе батька Лукашенко заверил коллектив, что государство выделит средства под перспективный инвестиционный проект.
И в "Белкоммунмаше" взялись за изготовление троллейбусов. Первая машина была собрана уже в 1994 году, через шесть лет был освоен выпуск трамваев. С тех пор выпущено 3,5 тысячи троллейбусов и 500 трамваев. В день нашего приезда завод готовил партию ярко-синих троллейбусов модели 321 для Санкт-Петербурга.
Но самое главное достижение всего коллектива "Белкоммунмаша", несомненно, заключается в том, что он освоил выпуск так называемой "зелёной" техники - электробусов. Это новое направление в машиностроении, которым занимаются ведущие автомобильные концерны мира.
Насыщенность городов и весей автомобилями с бензиновыми и дизельными двигателями сегодня такова, что именно эта техника стала самым главным загрязнителем воздуха. В связи с чем и появился так называемый синдром детской коляски: мамаши выгуливают своих детей в колясках, полагая, что они дышат свежим воздухом. На самом деле именно на этой высоте наибольшая концентрация выхлопных газов со всеми вытекающими для ребятишек проблемами.
К слову, даже в Минске пока нет проблемы с автомобильными пробками, поскольку машин в столице немного, а улицы широки и привольны. Но белорусы не стали ждать, когда их постигнет участь тех мегаполисов, где автомобили превратились в настоящее зло, и разработали программу выпуска "зелёной" техники.
Белорусские электробусы работают не на аккумуляторах, а за счёт накопления электроэнергии в мощных конденсаторах. Такой заправки хватает на длину автобусного маршрута - 15 километров пути. На конечной остановке водитель за 5-6 минут подзаряжает конденсаторы - и снова можно в рейс.
Гостеприимные хозяева из "Белкоммунмаша" не только показали нам сдвоенный электробус модели Е433 на 153 пассажира, но и прокатили на нём до следующей остановки. Ощущения самые благоприятные: в салоне отличный дизайн, удобные кресла, машина идёт плавно. Повторяюсь, такие электробусы очень бы пригодились не только на Универсиаде-2019, но и в повседневной жизни красноярцев.
После посещения цехов "Белкоммунмаша" нам показали столицу - город-герой Минск. Не стану описывать достопримечательности этого красивого города, лучше самим один раз увидеть, чем сто раз прочесть.
Скажу только, что Минск - впрочем, как и другие города братской республики - отличается от российских мегаполисов шириной своих улиц, особой чистотой и ухоженностью. Здесь нет точечной застройки, много скверов и парков, озёр и прудов.
...А дальше нас ждал ещё один очень интересный во всех отношениях город, откуда пошла государственность Белоруссии. Этот город называется Полоцк.
Окончание следует.
Виктор РЕШЕТЕНЬ, спец. корр. "Красноярского рабочего". Республика Беларусь.
На фото: Российских журналистов встречали каждый раз хлебом и солью. Сбылась мечта автора - посмотреть на 450-тонный исполин. Два десятка таких электробусов ходят по Минску.
Фото автора.