Почему еда в сопредельном государстве дешевая и вкусная, знают ли россияне, что двухэтажные аэроэкспрессы, которые недавно были пущены в московские аэропорты Внуково и Домодедово, производятся в Беларуси, а по Минску бегают электробусы, которые как гаджеты заряжаются на конечных остановках за считаные минуты - в путевых заметках главреда БНК Алексея Лазарева, который в составе делегации российских СМИ недавно побывал в Минской и Витебской областях.
Самосвалы-монстры в Беларуси обеспечивают работой 14 тысяч человек. Фото БНК
Пресс-туры для региональных российских изданий Национальный пресс-центр Беларуси по распоряжению президента страны Александра Лукашенко проводит ежегодно много лет. Это часть государственной информационной политики открытости.
- Мы в свое время прошли этот путь, нас тоже отторгали, - заявил российской делегации журналистов один председатель горисполкома в Минской области, подразумевая санкционный режим, в котором Россия живет с 2014 года, - зато в массе своей мы научились делать многое.

Ювелирная легкая промышленность
Городу Слуцк 900 лет и упоминание о нем имеется в «Повести временных лет». Он известен предприятием народных промыслов «Слуцкие пояса», памятниками ревнительнице православия Софии Слуцкой и маршалу Георгию Жукову, который несколько лет проживал в этом городе. И много чем еще. Школой, к примеру, которой 400 лет. Или самой длинной в Беларуси транспортной магистралью – улицей Ленина, протяженностью почти 10 километров.

Дворник в Слуцке получает зарплату, эквивалентную 300 американским долларам. Мастерицы государственного предприятия «Слуцкие пояса», которые хранят верность производственным традициям с 18 века, тоже не относятся к высокооплачиваемому персоналу. Однако ситуация на предприятии стабильная. Возрождено производство слуцких поясов было в 2012 году указом президента Александра Лукашенко. Товары фабрики – вещь сугубо декоративная и в основном пополняет подарочный президентский фонд.

- Слуцкие шелковые пояса как ювелирные украшения всегда были элементом для демонстрации статуса, позволить себе их могли лишь состоятельные князья, - рассказывает Лариса Тарасова, директор фабрики, которая дает работу почти 200 сотрудницам Слуцка.

В 18 веке слуцкие пояса оседали по миру как знак принадлежности к богатому роду. У этого элемента одежды всегда было лишь декоративно-прикладное назначение. Было время, когда спрос на производство мастеров диктовала мода, пока в 19 веке французские придворные модельеры не устроили революцию и перестали использовать в королевских нарядах широкие шелковые пояса. Мода на пояса в мире сошла, однако в Белоруси умеют хранить традиции. Прошитые серебром и золотом шелковые пояса сегодня делают с помощью наисовременнейшего технологического немецкого оборудования. Недавно один из белорусов заказал фабрике подарочный слуцкий пояс своему родственнику - арабскому шейху. Стоимость самого скромного изделия начинается от тысячи долларов, конечная цена зависит лишь от того, сколько драгоценных нитей вы желаете заложить в один пояс.

Предприимчивые власти Слуцка после возрождения производства в 2012 году воспользовались ситуацией и сделали фабрику визитной карточкой своей территории. Так в Слуцке появился промышленный туризм, иностранцы, да и сами белорусы стали ездить в город туристами – многим своими глазами хочется посмотреть, что там делают местные ткачихи для пополнения подарочного фонда «батьки» Лукашенко.

Посмотреть и правда есть на что. При фабрике работает потрясающий музей истории производства слуцких мастеров. Тем более, что недавно от Минска до Слуцка привели в порядок автодорогу. По уверению городских властей, это сразу же сказалось на привлекательности – инвесторы стали проявлять интерес к слуцким предприятиям.
Белорусские пармезаны
С 2014 года с введением западных санкций против России белорусы стали активно осваивать российские регионы. Сыров в Беларуси производится много и всяких. Российских журналистов на Слуцком сыродельном комбинате принимал генеральный директор Анатолий Стецко. Так получилось, что спустя две недели его проводили на заслуженный отдых и надо полагать, что это лишь совпадение.

Под руководством Стецко государственное предприятие модернизировали по последнему технологическому слову, практически полностью исключив влияние человека на процесс производства. Комбинат производит до 50 тонн сыров в сутки и столько же прочих молочных продуктов. Технологическую революцию на нем делали ведущие европейские производители из Австрии, Германии, Дании, Италии, Испании. Линия стоит 8 млн долларов. Упаковочное оборудование - российского производства. Комбинат аккредитован по всем международным стандартам.

Продукция Слуцкого сыродельного комбината поставляется даже в Канаду, однако, разумеется, главным рынком сбыта считается Россия, куда поставляется до 65% сыров.
- Мы сохранили советский ГОСТ, никогда в нашем государстве не работали по ТУ, - заявил гендиректор.

Проблемой для белорусских масло- и сыроделов являются подделки. По словам Анатолия Стецко, в этом году случились два возмутительных случая – в Саратове и Санкт-Петербурге.
- В Питере в «Ленте» с продажи была снята партия сливочного масла нашего производства, мы немедленно выехали разбираться, - рассказал Стецко. – Удалось выяснить, что якобы в нашем в сливочном масле обнаружен растительный жир. Поставила в «Ленту» «нашу продукцию» какая-то мелкая компания, мы нашли ее в 40 километрах от Петербурга, на само предприятие попасть нам удалось, однако в фасовочный цех нас не пустили – руководители оказались из Азербайджана. Мы поняли, что под видом нашей продукции «Ленте» впаривают фальсификат, все материалы передали в Следственный комитет по Санкт-Петербургу, оттуда даже ответа не получили. Аналогичная история произошла с нашим сухим молоком в Саратове. Следователи там тоже не заинтересовались нашими прямыми сигналами о том, что россиян кормят какой-то отравой.

Узнав, что представитель БНК прибыл в Беларусь из Сыктывкара, Анатолий Стецко сообщил, что спустя много лет после войны супруге удалось найти следы своих родственников, которые осели в Коми. Родня отыскалась лишь недавно и теперь его супруга бывает в столице Коми.
- Государство деньгами помогает? – на этот вопрос тогда еще гендиректор отрицательно помотал головой.

- В курсе, что в России есть программы развития, по которым государство компенсирует предпринимателям две трети процентной ставки, но уверен, что это лишь развращает. Мы привыкли надеяться на свои силы и возможности, - рассуждал гендир.
Жодино – родина самосвалов-монстров
На заводе знаменитых грузовиков-монстров Белорусского автозавода в городе Жодино российских журналистов встречал заместитель генерального директор по информационной и идеологической работе Станислав Якубович.

- На заводе БелАз работает 10 тысяч человек, всего в нашем холдинге работой заняты 14 тысяч сотрудников. 501 женщина в данный момент находится в декретном отпуске, - по-военному четко доложил об успехах вверенного предприятия заместитель предприятия, которое выпускает каждый третий карьерный самосвал в мире.
В этом году на БелАзе, выполняя поручение президента страны Александра Лукашенко о повышении зарплаты в стране, с 1 октября подняли оплату своим рабочим на 15%. До этого ее повышали в 2017 дважды – 1 марта и 1 июля – каждый раз прибавляя по 10%. Средняя зарплата персонала таким образом сейчас составляет 700 американских долларов.
- Завод содержит свое сельхозпредприятие, чтобы кормить рабочих – приказом по заводу в мясопродукцию в столовых запрещено добавлять что-либо кроме специй, - подчеркнул, что люди питаются только натуральными продуктами Якубович.
БелАз сегодня производит 36 моделей грузовиков многочисленных модификаций.

- Самый большой самосвал рассчитан на грузоподьемность 450 тонн, мы могли бы увеличить его параметры, однако в мире пока не придумано шин, которые могли бы выдержать нагрузку более 109 тонн, - рассказал замдиректора. – Самый наш большой самосвал передвигается на восьми таких самых мощных шинах.
Журналистам показали заводской полигон, на котором автомонстрами управляют и дамы. На самый большой самосвал разрешили залезть на уровень кабины – высота составляет 10 метров. Грузовик управляется с помощью двух тепловизоров и 12 установленных по периметру видеокамер.
Главный вопрос, разумеется, который интересовал журналистов, сколько может стоить такая гора металла?
- Если вы привезете шесть миллионов долларов, вам хватит на топливо на обратный путь, - отшутился Степан Якубович.

На БелАзе внедрена программа промышленного туризма, за небольшую плату можно посмотреть производство и прокатиться на автомонстрах. Привозят на легендарный завод в городе Жодино и экскурсии школьников. Так руководство компании думает о завтрашнем дне, надеясь, что будущие изобретатели и инженеры впечатлятся, и после школы и вузов поступят на работу именно к ним. Только в этом году на БелАз принято 815 сотрудников, предприятию постоянно нужен приток «свежей крови».
Журналистам показали и цех сборки самосвалов, правда, запретив сьемку.
- Когда мы были на заводе Volvo, нам и близко то снимать производство грузовиков запретили, - сообщил Якубович. - У нас вы можете фотографировать что угодно и где угодно за исключением основного цеха сборки.
Минские автогаджеты
Когда мы колесили по Беларуси, из Москвы пришла новость – на Домодедово и Внуково запущены двухэтажные аэроэкспрессы белорусско-швейцарского производства. Тем интереснее было побывать и на троллейбусном минском заводе, где налажен выпуск электробусов.

Такие транспортные «гаджеты» уже лихо колесят по некоторым маршрутам Минска. Бесшумные, современные и комфортабельные - как транспорт будущего – они не отравляют воздух выбросами, а батареи электробусов за считаные минуты заряжаются на конечных остановках от специальных зарядных подстанций на автобусных остановках.

Куда мы без России, куда России без нас…
В городе Смолевичи под Минском с российскими журналистами охотно пообщался председатель горсиполкома Минской области Анатолий Исаченко.
- Понятие «безработица» есть в Минской области? – спросили журналисты.
Вопрос был не случайным. Во время поездки по Беларуси днем мы редко видели прохожих на улицах, если не считать мамочек с колясками и пенсионеров.
- Безработица имеется, - сообщил губернатор Минской области, - ее уровень составляет 0,5 процента. Кто хочет работать, всегда найдет у нас где трудиться.

В Минской области множество санаториев и медицинских пансионатов. На 70% они заполнены россиянами, которые приезжают подлечится в силу транспортной и ценовой доступности. И это еще один вид туризма – медицинский – которым привлекают россиян власти Беларуси.
В тот же день с журналистами из России пообщался председатель районного исполнительного комитета Михаил Загорцев. Чудаковатый с виду он сам того не ведая подвел черту под визитом российских журналистов в сопредельное государство, рассказав, как возил женскую команду молодежной сборной по волейболу на международные соревнования в Таиланд.
- Там была команда из России, Белоруссии и Украины. И на соревнованиях я увидел, что мы, политики, натворили дел и потеряли на каком-то этапе уважение и любовь друг к другу, а нам ведь исторически врозь не жить, - с запальчивостью сетовал Загорцев. – Девочки из России плохо относятся к девочкам из Украины в силу политических моментов, те взамен - наоборот. Мои подопечные ненавидели спортивных конкуренток из Украины и России, и так по кругу – сплошное неуважение и местами ненависть. В полуфинал вышла команда Украины, которая начала играть при гробовом молчании трибун, на которых сидели славянки из Беларуси и России. И тогда я завелся, психанул и первым стал орать с трибун слова поддержки девочкам из Украины и меня мои поддержали. Спорт вне политики, молодежь не должна страдать от наших взрослых действий. Произошел какой-то переломный момент, девчата из Киева, получив нашу внезапную моральную поддержку, выиграли матч. Как только судья дал финальный свисток, украинки со слезами на глазах, обезумев от эмоций, кинулись к нам на трибуны обнимать, целовать и благодарить за поддержку. Они забыли про политические барьеры, которые выстроили политики. Наши в ответ плакали и искренне радовались за них, мы многое за эти годы пропустили, нам многое надо наверстать, чего делить-то. Мы рядом, мы славяне. Куда мы без России, куда России без нас?
На прощание мы аплодировали мэру города Смолевичи стоя. Мы и сами стали добрее в тот момент, ведь в его словах отсутствовал ложный пафос. В автобусе на обратном пути в Минск поднимали стаканы и в его честь. За его миротворчество.
Агентство БНК благодарит за организацию поездки АРС-ПРЕСС, представителей Союзного государства Россия-Беларусь, Национальный пресс-центр Беларуси и лично Дмитрия Новикова и Дмитрия Скворчевского.