Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

26.04.2024, 18:27

ПРОЕКТ АРС-ПРЕСС: АБРАМЦЕВО – МЕСТО ВДОХНОВЕНИЯ
Абрамцево: впечатления неочевидца

30.10.2017, 05:31
 
Таланты и их поклонники
 
… В Абрамцево сейчас золотая осень. Говорят, что только здесь листья бывают всех оттенков желтого, красного и бордового. Они шелестят под ногами посетителей государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» и шепчут: не уходите.
 
Во всяком случае именно такая картина представилась мне после просмотра фильма «Абрамцево», который был показан в Дагомысе на XXI фестивале СМИ «Вся Россия-2017». Инициатором презентации музея-заповедника перед журналистским сообществом страны стал Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС). Я вновь и вновь слушаю диктофонную запись этой встречи и понимаю, что объять необъятное - рассказать о музее - мне не по силам. Елена Константиновна Воронина, директор музея-заповедника, так провела презентацию, что захотелось немедленно на самолет в Москву и дальше электричкой туда, в Абрамцево, где жили и творили великие художники и писатели прошлого и позапрошлого веков.
 
Марк Антокольский, Апполинарий и Виктор Васнецовы, Михаил Врубель, Илья Репин, Валентин Серов… Что и кто собирал их вместе? Хозяева усадьбы. Сначала Сергей и Ольга Аксаковы. Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало тем местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. Здесь он писал. В том числе и пересказал «Аленький цветочек» - сказку, когда-то не раз слышанную от няньки-ключницы. После его смерти усадьбу купил несравненный Савва Мамонтов. Он и его жена Елизавета стали не просто хозяевами усадьбы. Они вдохнули в нее душу. Душу, если хотите, настоящей русской интеллигенции.
 
С конца 1870-х годов участники мамонтовского кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве. В усадьбе и ее окрестностях были написаны «Не ждали» Репина, «Аленушка» и «Богатыри» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова и другие шедевры русской живописи.
 
Один из богатырей – сын хозяина. Девочка с персиками – это дочь Мамонтовых, 12-летняя Вера. Серов увидел ее такой, как она и выглядит на картине. Вбежала, схватила персик и попыталась улизнуть. Чтобы передать эту свежесть и непосредственность, 22-летний Серов еле уговорил девчонку позировать. Вряд ли она что-то поняла, но каждый день в течение двух месяцев сидела за столом с персиками. И вы можете представить, чего стоило маме, Елизавете Мамонтовой, удержать на месте непоседу. Сейчас эта картина выставляется в Третьяковской галерее. Жаль, конечно, что не в Абрамцево. Но то, что она духом и родом отсюда, никто не может отрицать.
 
А в Абрамцево серовские персики живут и нынче своей новой жизнью. Это была смелая идея Елены Ворониной: создать из современных материалов с помощью современных технологий, основанных на опыте прошлого, персики с картины. Воплотила идею в жизнь, точнее, в персики молодая абрамцевская художник-керамист Анна Филиппова (рассказать обо всех возрожденных абрамцевских промыслах просто невозможно). Персики по настоящему ручной работы – один не похож на другой, они даже по цвету и оттенкам разные, как краска ляжет. Пока они редкость, подарок друзьям музейного комплекса, но в планах – производить их как абрамцевские сувениры. Персик Елена Воронина подарила исполнительному директору АРС-ПРЕСС Софье Дубинской. Я жутко переживала: хочу такой. Мне досталось яблоко. Кстати сказать, с них и началась новая жизнь «героев» абрамцевской живописи. Но если персики – серовские, и это известно, то яблоки - с его же натюрморта. А еще они зреют в окрестностях Абрамцево и известны своим вкусом и ароматом. У обоих символов – какая-то особая энергетика. Я, человек далеко не сентиментальный, со своим яблоком здороваюсь по утрам, разговариваю по вечерам. Энергетика такая…
 
Но в Абрамцево и не такие чудеса случаются. Ирина Кузова, главный редактор газеты «Сенеж» из Солнечногорска Московской области, считает себя счастливым человеком: ее детство и юность прошли в Абрамцево. Три ее бабушки – родная и двоюродные - работали здесь еще в те времена, когда в усадьбе во время Великой Отечественной располагался госпиталь. Мама Иры играла на скамье Врубеля. Эта керамическая скамья была установлена в 1915 году на насыпном участке абрамцевского парка. Скамья украшена изразцами, созданными по эскизам М. Врубеля и других художников. Ира помнит свое детское восприятие и называет ее, как запомнилось: не скамья, а диванчик Врубеля. Сейчас на нем не поиграешь, спрятан под стеклянным колпаком.
 
- Здесь как будто время остановилась, - говорит Ирина. – Еще во времена моей юности приезжало много художников на пленер. Мы смотрели, как они писали. И знакомые поляна, дубы и плакучая елка (здесь есть и такая – В. Л.) получали иную жизнь.
 
Два деревянных дома, в которых жили сотрудники музея, в коридоре там всегда пахло жареной картошкой с луком, избушка на курьих ножках, мистические истории о похороненных здесь мальчике и девочке… Все это завораживало и тянуло к себе. А по большому счету, к искусству. Ирина - энциклопедически образованный человек в художественном плане. Знает всех художников, сходу может определить их картины. Но это не для кого-то, а для себя
 
- Это место моей семьи, - продолжает Ирина. – Любимое, мистическое, вечное и непостоянное. Вот река Воря, например, раньше петляла и крутила по местности, а сейчас течет ровно.
 
Ворю здесь без иронии называют рекой Времени…
 
Ровное развитие Абрамцевского музея началось сравнительно недавно. И я не побоюсь связать его начало с приходом нового (теперь уже опытного) директора Елены Ворониной. Когда она сейчас рассказывает об Абрамцево, в него невозможно не влюбиться, что, собственно, и произошло со мной. Всех исторических владельцев усадьбы и его гостей она называет уважительно – по имени-отчеству, не то, что мы, по журналистской привычке,  привыкшие сокращать всех гениев до имени и фамилии. Она и до сих пор не верит, что все это богатство земли российской каким-то удивительным образом собралось в одном месте. Богатство действительно уникальное. Только музейных экспонатов - на профессиональном языке их называют «единицы хранения» - здесь 32 тысячи. 50 гектаров земли, на ней 7 памятников федерального значения. И в каждом экспонате, в каждом квадратном метре сосредоточилась более чем двухсотлетняя история русского искусства и литературы. Ежегодно музей посещают 400 тысяч человек, он организует около 50 выставок в год.
 
Е. Воронина пришла сюда в апреле 2009 года с престижной должности в министерстве культуры России. Правда, связана она была со строительством и реконструкцией музейных объектов. Практически ничего не знала ни об абрамцевском музее, ни о его проблемах. И даже не знала, что есть такое понятие «единица хранения». А в музее многие годы все катилось по накатанной стежке. Воронина смогла расшевелить, сейчас отреставрированы все объекты. В 2013-м к 95-летию музея подняли старый дом-усадьбу. В прямом и переносном смысле этого слова. Домкратами поднимали деревянный сруб, который грозил сложиться, как карточный домик. Сейчас все 17 помещений абрамцевского музея – залы, в которых проведена реэкспозиция. А раньше даже фондохранилища не было.
 
И еще одна почти мистическая история, о которой Елена Воронина не устает рассказывать. Она называет это «историей бытования экспоната». Более века назад Михаилом Врубелем был писан портрет Саввы Мамонтова. Произошло это незадолго до финансового краха Мамонтова, когда мецената ложно обвинили в растратах. Вскоре его оправдали, но вернуться к прежней деятельности он уже не смог. На портрете за спиной Мамонтова белеет мрамор, украшенный бронзовой скульптурой плакальщицы. Во время разорения Мамонтова портрет пропал.
 
- И вот, представьте, - говорит Елена Воронина, - два года назад к нам обратился внук одного антиквара и предложил приобрести этот портрет. Вы бы видели глаза всех научных и ненаучных сотрудников музея, когда мы обсуждали, как это сделать…
 
Сделали. Скульптурная модель фрагмента памятника вернулась в Абрамцево, в коллекцию Мамонтова. И это вполне логично. Как логично и правильно, что музей в своих экспозициях представляет не только законченные полотна, но и эскизы, наброски – то, что мы называем творческой лабораторией мастеров.
 
В Абрамцево еще много чудес. Елена Воронина рассказывает мистическую историю из реальной жизни. Реставрировали в музее одно из помещений. И однажды утром на крючке в комнате появился крест. Сняли, проверили по учетам – нигде такой экспонат не значится. Но пока проверяли, несколько дней прошло, и за эти дни ремонт как-то не так пошел. Все не ладилось, запутывалось и шло не туда. Крест на место повесили, и все наладилось. А когда реставрация закончилась, крест исчез…
 
В Абрамцево много талантов – живших до нас и работающих сегодня. Станем ли мы их поклонниками? Я всем нам этого искренне желаю.
 
Валентина Лезвина,
Редактор отдела газеты «Ставропольская правда».
 
 

 




Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета