27 сентября 2017 г. в 15 часов в зале №2 ОК «Дагомыс» состоится мероприятие , заявленное в программе как «Час главного редактора». Идея собрать руководителей региональных СМИ перекочевала из прошлого года. В сентябре 2016-го в одном из залов комплекса «Дагомыс» собрались главные редакторы, генеральные директоры издательских домов и просто участники фестиваля, которым были интересны, по крайней мере, два основополагающих явления: конкретный – чем руководитель газеты, член АРС-ПРЕСС – отличается от других, и почти философский вопрос: легко ли быть первым?
О российских и международных проектах АРС-ПРЕСС тогда рассказывали руководители региональных СМИ: Вячеслав БЕЛОУСОВ (издательство «Северная неделя», г. Северодвинск, Архангельская область), Алексей НЕЧАЕВ (ИД «Каспий», г. Астрахань), Александра ТЕРЕБУНОВА (ИД «Околица», г. Краснодар), Петр ИГНАТОВ (ИД «Липецкая газета», г. Липецк), Олег КАШТАНОВ (газета «Известия Мордовии», г. Саранск), Татьяна МЕТЕЛКИНА (газета «Нижегородская правда», г. Нижний Новгород), Ирина КУЗОВА (газета «Сенеж», г. Солнечногорск, Московская обл.).
Из их выступлений участники этого своеобразного круглого стола узнали о проектах «Узнаем Россию вместе!» (медиатуры в регионы России), «Рядом с министром» (совместный проект МИД России и АРС-ПРЕСС, предполагающий участие руководителей региональных СМИ, членов АРС-ПРЕСС, в работе пула министра иностранных дел России С.В.Лаврова во время зарубежных визитов), о деятельности Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, о проекте «Пришел на почту – купил газету» (совместных действиях АРС-ПРЕСС и ФГУП «Почта России») и многом другом.
В 2017-м список проектов обновился и расширился, и об этом пойдет вполне предметный разговор в «Часе главного редактора» в Дагомысе.
А вот второй аспект этого мероприятия, по вполне понятным причинам, затронет самые болевые точки сегодняшней жизни редакции и ее руководителя. Легко ли быть первым во время жесточайшего кризиса, который накрыл практически все печатные СМИ, вне зависимости от формы собственности, приближенности к власти или, напротив, дистанцирования от нее, в связи с резким удорожанием производства газеты и ее самого затратного звена в цепочке – подписка, розница, доставка. Именно стоимость последней мили – как принято ее называть, доставки – болезненно отразилась на бюджете любого издания. Вот и прикиньте: легко ли в этих условиях быть первым, руководителем коллектива? Когда каждый шаг, каждое неосторожное действие может больно ударить по любому сотруднику редакции. Когда ощущаешь себя словно между молотом и наковальней. На тебя смотрят, на тебя надеются, тебе верят. Сокращать штат, уменьшать зарплату сотрудникам, договариваться с грантодателями, находить общий язык с налоговой инспекцией и другими проверяющими органами. Да ты просто обязан это делать! Так что вопрос – легко ли быть первым – из чисто теоретического превращается в сугубо практический…
И все-таки настоящий руководитель издания редко уходит «из первых», так сказать, по собственному желанию. Здоровое честолюбие еще никто не отменял. И азарт – неужто я не справлюсь, слабак я, что ли?
А в зале, кроме главных редакторов, будут сидеть и опытные журналисты, обозреватели, репортеры, и недавние выпускники вузов, только что переступившие порог редакции. Захотят ли они в перспективе дорасти до редакторского кресла? Впрочем, как гласит народная мудрость, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом…