Татьяна ДЮДИНА, Директор-главный редактор ГАУ МО «Информационное агентство Шаховского района Московской области», газета «Шаховские вести», член АРС-ПРЕСС
На последнем юбилее нашей газеты «Шаховские вести» (в 2016 году газета отметила 85-летие со дня выхода первого номера), пять раз входившей в «Золотой фонд прессы» России, традиционно читатели и общественные корреспонденты говорили теплые слова. Прозвучало и такое мнение: «Мы любим районку за то, что в каждой публикации видим себя!».
То есть, когда мы пишем про героя-фронтовика, ветерана Великой Отечественной войны, и про труженицу тыла, и про механизатора, полвека проработавшего на тракторе, и про молодую учительницу, которая готовит первый выпускной класс, и про водителя пассажирского автобуса, 10 лет отработавшего без аварий, и про тренера юной чемпионки России – читатель ассоциирует каждого из земляков со своей большой семьей, частью которой он является: я – россиянин, сельский житель, труженик.
Возможность самоидентификации читателя – родовая функция газет (некоторые исследователи делят ее на культуроформирующую и рекреативную). Для российских районок эта обязанность, назначение, характер деятельности, ее исполнение, осуществление по нашим наблюдениям имеет едва ли не основное значение, поскольку восстанавливает менталитет аудитории и тем самым откликается на главную потребность читателей (по крайней мере, зрелого возраста и старше) в позиционировании себя в большом окружающем мире.
При чем здесь национальный вопрос? - спросите вы. А связь прямая. К сожалению, об обязанности восстанавливать и укреплять ментальность читателя (в нашем случае – россиянина, селянина, труженика) почему-то вспоминают лишь применительно к малым народам Севера или Кавказа. Чтобы их сохранить, издают газеты на их языке и т.д. Будто вымирающая ныне соцгруппа российских крестьян устроена как-то иначе.
В советские времена самым мощным идентификатором ментальности человека был культ труда, сопричастности к великим свершениям народа. Производством были переполнены все СМИ, произведения литературы, кино, постановки театра, репертуар эстрады и даже цирковые представления. Когда-то количество крупного рогатого скота в Шаховском районе Московской области в полтора раза превышало количество жителей. Теперь корова на селе – редкость. Поля заросли. Найти в наших сельских местах зооветспециалиста, доярку, механизатора очень непростая проблема, а ведь в 80-х годах прошлого века школьники шли в животноводство целыми классами. Теперь молодые люди трудятся в Москве охранниками, продавцами, водителями, косметологами и запросто готовы переехать на ПМЖ куда-нибудь в Испанию, Францию, Англию, Канаду. В брежневские времена наша районка выдавала ежемесячно по 36 производственных полос. Сейчас 2-4 полосы в месяц, потому что действующих промышленных, строительных, сельскохозяйственных организаций осталось мало, да и работающих в них уже не несколько сотен человек, а хорошо - два десятка.
Деревенский житель, в отличие от городского, еще явственно ощущает свои корни и дорожит ими. Здесь каждая тропинка, березка, соседский забор, речка – все связано с каким-нибудь воспоминанием, дорогим человеком, близкой и дальней родней, прадедами. Визуальная идентичность должна перекликаться и подкрепляться идентичностью контента его газеты.
Самоидентичность – вещь не раз и навсегда выданная, а то сокровище, в наличие которого надо постоянно убеждаться, соизмеряя с собой. Сколько раз за день каждый человек с телеэкрана видит навязчивые символы западного образа жизни или потребительского общества? Зомбированию с телеэкрана деревенские жители инстинктивно ищут оздоравливающую альтернативу. И хорошо, если то, что чувствует человек на своей малой родине, своим повествованием подтверждает районка. Связь районок с окружающей жизнью легко контролируема сельским читателем. И если человек эту домотканность находит, значит, может самоидентифицироваться и восстановить свои нравственные корни. Ведь вот он, твой детский сад, твоя школа, работа, мемориал погибшим воинам Великой Отечественной в центре села.
Возможность самоидентификации, восстановление менталитета аудитории – функция, вполне конвертируемая в читательскую любовь, доверие и тиражи. Газету «Шаховские вести» выписывает и покупает каждый шестой житель района. По рейтингу популярности мы в числе лидеров среди аналогичных газет Подмосковья. Но самая главная награда – мнение читателя о том, что «все здесь про меня!».