Зарисовки из Страны тысячи озёр на аграрную тему и не только.
Продолжение. Начало в № 143-147 от 2 июня.
2. В доме Мати всё в порядке
Животноводческое хозяйство «Матинталонтила» (Яндекс выдал перевод «дом Мати в порядке») – затерянный в карельском лесу традиционный финский хутор. Нет, слово «затерянный» здесь, конечно, не применимо: хорошая дорога, связь, прочие блага цивилизации. Но все же – в лесу. На пригорке – просторный деревянный особняк, с балкона которого наверняка приятно обозревать окрестности. Живут в «доме Мати» супруги Хяухя – Кати и Микко с детьми.
И не страшно им одним посреди леса, задаемся мы поначалу вопросом. Но потом понимаем, что не страшно: вспоминаем статистику, согласно которой Финляндия по уровню преступности – одна из самых безопасных стран мира.
На обширной поляне сразу за домом пасутся приземистые разномастные длиннорогие бычки. Хайлендов - скот шотландской высокогорной породы - вижу впервые. Находясь на круглогодичном свободном выпасе, мохнатые «шотландцы» достигают к трем годам 300-400 килограммов убойного веса. В еде очень неприхотливы – скудны высокогорные пастбища их далекой родины. Но корма организм использует эффективно, привесы хорошие. Бычкам всего и надо, что пастбище пораздольней. С этим у Кати с Микко проблем нет: 100 гектаров земли на их ферме, включая лес – лесные пастбища хайлендам вполне подходят. Зимой, понятное дело, в рацион добавляется сено, плющеное зерно.
Стадо у Хяухя – 60 голов. В год забивают 10-15 животных, имея с каждого кило по 200 чистого мяса. На убой бычков приходится возить за 60 километров. Зато в убойном цехе предоставляют все услуги – разделка туши, прокрутка фарша, упаковка.
Сбывают продукцию сами, услугами оптовых перекупщиков не пользуются. Дают рекламу в газеты, создали в интернете сайт, говорят, что очень эффективны стикеры в такси. Есть постоянные клиенты – учреждения, группы обычных покупателей. Маленький магазинчик создали и на самой ферме.
Мы поинтересовались, действительно ли Хяухя управляются со своим хозяйством вдвоем. Управляются. Кати помимо забот по хозяйству тянет всю бухгалтерскую и бюрократическую (о евробюрократии применительно к селу мы говорили в прошлой публикации) бумажную работу, занимается маркетингом. И еще – когда только успевает! - развивает свой непрофильный физиотерапевтический бизнес.
Как я понял, управляться силами собственной семьи с достаточно крупными фермами финским крестьянам помогает кооперация. Например, от заготовки кормов хозяев «Матинталонтилы» избавляют фермеры-подрядчики.
…Дом на холме, в котором «всё в порядке», вольно пасущееся среди вездесущих валунов стадо, рубленая баня – культовое для финна место, кучка массивных длинных рогов под деревом, тележное колесо – незамысловатый элемент декора, рыбацкие снасти у стены сарая, дремлющий, смешно подогнув лапки, вислоухий лохматый щенок. Примерно так представляю я себе порожденный фантазией Толкиена Шир, где благоденствуют жизнерадостные трудолюбивые хоббиты…
Время к обеду. Едем утолять голод в «Кафе веселого барашка» - заведение, в котором, как гласит программа, используются только органические и экологически чистые продукты. (Ну и оптимисты: дом - в порядке, коровы - счастливы, барашек - весел…) Непритязательный домик у дороги с тесным залом, обставленным в деревенском стиле. Здесь можно не только поесть, но и приобрести всяческий природный товар – от продуктов до финтифлюшек «хэнд мэйд». Нам на выбор предлагают филе судака из окрестного озера и стейк… бизона. Конечно же, выбираю мясо хозяина североамериканских прерий, хотя сразу не смекаю, откуда ему здесь взяться. Ах, да: бизон - практически то же самое, что наш европейский зубр. Его-то, лесного великана, и называют финны бизоном. От этого блюдо не становится менее экзотическим: мало кто может похвастаться тем, что едал зубрятину. В меру жесткое сочное мясо особенно вкусно с кисло-сладким брусничным вареньем. Не будучи гурманом, особого отличия зубрятины от обычной говядины я не заметил, но галочку в своем списке свершений путешественника мысленно поставил. Хотя странно: в России зубры в Красной книге, а здесь кто-то разводит их на мясо…
Терхи, хозяйка заведения заметно оживляется, узнав, что мы журналисты. Оказывается, она еще и наша коллега – собкор газеты со звучным названием «Будущее сельского хозяйства». Как я понял, газету эту издает организация МТК – Центральное объединение по поддержке производителей лесной и аграрной продукции. Это что-то вроде профсоюза фермеров, в рядах которого 330 тысяч членов - каждый пятнадцатый финн.
Общую информацию о сельском хозяйстве страны доносила до нас руководитель отделения МТК в Юго-Восточной Финляндии Туула Далман. Говорила она и о том, как меняются кулинарные запросы финнов. Для многих теперь протеины, содержащиеся в мясе, слишком «тяжелы», им подавай более легких. Они хотят питаться вегетарианским белком, но таким, чтобы по вкусу от мяса не отличался. В моду входит так называемое «овсяное мясо», или «рваный овес». Производители этого «мясозаменителя» утверждают, что овес имеет уникальную клетчатку, содержит много белка, здоровые жиры и антиоксиданты, поэтому его польза для здоровья ни с чем не сравнима.
Так мы от животноводства плавно перешли к растениеводству. Но о нем – речь впереди.
Продолжение следует.
Юрий РАСТОРГУЕВ.
Фото автора
