Александра ТЕРЕБУНОВА, директор ООО «Издательство «Околица», член Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, председатель Правления АРС-ПРЕСС
Хорошее дело скидкой не назовут. И это правда. Если снижение цены в кооперации происходит, однозначно - нелады с качеством товара. А если услуга дешевле стала - опять же, жди какого-то подвоха. Мы все в нашей стране потребители, и формула “цена-качество” ой, как нам знакома и даже близка.
Другое дело льгота. Понимаю это как бонус, преференция за какие-то заслуги или в знак уважения, признания. Это как доброе слово, которое, как известно, каждому приятно. Сам себе выше кажешься.
Такие вот возникли мысли, чтобы перейти к серьезной теме. Серьезней некуда - скидки на услуги “Почты России”. Изданиям давно стало известно, что скидки на почтовые услуги есть, существуют третий год. Однако четкости понимания этого магнетического действия, на мой взгляд, нет. Даже у членов Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России. Так называемые скидки в 2015 году предоставлялись далеко не всем изданиям, а только тем, которые соответствовали критериям, одобренным Экспертным советом и формату социально значимых СМИ и входили в Перечень.
Напомню главные требования:
- Существование на рынке не менее 5 лет
- Отсутствие фактов нарушения законов о СМИ
- Популярность у населения, наличие подписного тиража
- Издания должны быть ориентированы на социальные вопросы, политику, детскую и подростковую аудиторию, а также направлены на патриотическое воспитание, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций, пропаганду здорового образа жизни.
Таким образом, характер скидок имел целевое значение и приоритетной оценкой была нужность, важность и полезность для населения. Сегодня эти определения опущены в связи с тем, что юридического обоснования степени важности СМИ, принадлежащих к социально значимому формату, объективно установить невозможно. Соответственно и список СМИ получил название “Перечень”.
Претензий к данной форме нет. Однако причины избирательности, на мой взгляд, должны сохраниться и присутствовать в реальных условиях. Иначе зачем тогда процедура согласования с Экспертным советом размера скидок, утверждение Перечня? “Почта России” самостоятельно может определять размер льгот, категории СМИ как по территориальному признаку, так и по объему тиража вне зависимости от ориентированности издания. Может. Легко. Только тогда это действие будет выглядеть как маркетинговый шаг компании - через скидки для всех повысить в очередной раз цену собственных услуг. Опять же всем. Однако в таком случае интриги не будет, целевой программы. Будут простые арифметические действия: рубль дал - рубль взял.
На мой взгляд, коллега Игорь Ефремов прав - Экспертный совет должен быть тем профессиональным арбитром, который не просто лоббирует интересы СМИ, а выступает на стороне наших читателей, подписчиков, оказывает поддержку в реализации проектов “Почты России”, направленных на расширение возможностей для получения нашим обществом важной, правдивой информации. И без критерия здесь никак не обойтись.
Для того, чтобы получить льготу (мне это слово как-то больше нравится), СМИ должно подтвердить свою жизнеспособность. И далее. Минимальный предел объема тиража издания, претендующего на льготу и, соответственно, включение в реестр “Почты России”, должен быть установлен в соответствии с территориальным делением.
При таком подходе к формированию реестра “Почты России” ее региональные представительства обязаны предоставлять по запросу уполномоченным членам Экспертного совета подлинные сведения о подписных тиражах на любое издание. В общем, есть что обсудить.коллеги!
До встречи в Костроме!