29.03.2024, 12:37 |
Время Ч не за горами04.11.2016, 05:17
С.Б. Дубинская, исполнительный директор АРС-ПРЕСС, Председатель Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России 2 ноября состоялось экстренное заседание Национального координационного совета прессы, членом которого АРС-ПРЕСС стал в 2009 году. Почему сейчас, в конце 2016-го он получил статус «экстренного»? Предлагаемые для обсуждения вопросы выглядели примерно так: розничные продажи прессы в России фактически убиты. Неминуемы банкротства как дистрибьютеров, так и издателей; ситуация с бумагой на рынке – патовая… Вскоре выпуск СМИ на бумаге может стать золотым; падение рекламы в печатных СМИ - вопрос не только объективной реальности, но и проблема слабого лобби печатных изданий. И далее в повестке дня перечислялись возможные пути выживания отрасли, главные из которых – субсидирование почтовой доставки, целевое бюджетирование на подписку. То есть те самые вопросы, что регулярно ставились перед властными структурами, которые казалось бы, могут влиять на решение проблем, обрушившихся на печатные СМИ после лишения их госдотаций в 2014 году. Дотация хоть как-то, частично, компенсировала доставку изданий до читателя. Письма-обращения руководителей медиаорганизаций возвращались непосредственно кураторам – в Минкомсвязь и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которые, по понятным причинам, не имеют прямого отношения к госбюджету. Но, полагали авторы обращений, под лежачий камень вода не течет, а капля камень точит. Только насколько их хватит, этих капель? Мы задумались об этом задолго до 2014 года. Заявки АРС-ПРЕСС на гранты Президента РФ иногда удовлетворялись, и тогда мы проводили серии семинаров и круглых столов на тему – как жить без госдотаций. Как организовать работу издания, чтобы оно без вливаний извне, не было убыточным и, напротив, выходило на прибыль? Привлекали успешных издателей в качестве модераторов, устраивали их презентации. В цифрах успешность этих мероприятий обозначить нелегко, но тенденция безусловно наметилась: без приложения собственных сил сделать газету, журнал успешными не удается. И это был главный успех этой своеобразной учебы на тему: как жить, используя свои возможности. 2014-й стал тем самым испытанием на прочность. Слово кризис звучит все громче, и медиаотрасли он касается не в последнюю очередь. Меньше становится изданий, уверенных в завтрашнем дне, тают надежды на возврат госдотаций. И даже у газет, чьи учредители – администрации республик, краев, областей - финансировали их выпуск, радужных перспектив немного: региональные бюджеты также секвестируются. Так что время Ч отнюдь не за горами. И даже небольшие гранты, которые выделяло газетам в 2016 году ФАПМК на реализацию социально-значимых проектов, в 2017-м намного уменьшатся. Так что сейчас самое время в очередной раз задать себе самый главный на сегодняшний день вопрос: как сохранить себя, свое издание и своего читателя? |
|