Александр Ломтев, генеральный директор ИД «Саров», г. Саров, Нижегородская область, член АРС-ПРЕСС
Почему люди так любят сохранять вещественные приметы прошлого? Казалось бы, оно – прошлое – осталось позади и больше не играет никакой роли на сцене жизни. Ушло и ушло… Но снова и снова то тут, то там возникают самые немыслимые, самые причудливые собрания отжившего – вещественные свидетельства ушедших времён. В каких только музеях не довелось мне побывать за свою кочевую журналистскую жизнь. Музеи ангелов и матрёшек, окаменевшего леса и старинных карет, паровозов и типографского оборудования, была вымерших индейцев Кубы и быта ярославских кацкарей... Иногда это пыльные и довольно скучные «краеведческие музеи», а иногда увлекательное собрание былых чудес прогресса.
Не знаю, что двигало итальянским предпринимателем, производителем модной итальянской обуви Фламинио Фаби, пригласившем журналистов Альянса руководителей региональных СМИ в итальянский регион Марке, когда в плотную и серьёзную программу визита он включил посещение маленького частного музея «Веспы» в городке Полленца. Не знаю, как другие члены делегации, а я ему за этот нечаянный подарок очень благодарен.
К слову сказать, в небольшом регионе Марке просто тьма всевозможных музеев. Здесь, как утверждают знающие люди, «наибольшая в Италии плотность расположения музеев и картинных галерей: 246 в 246 коммунах».
Так что же это за «Веспа» такая? Мотороллер! Легендарный итальянский мотороллер, который производится с 1946 года заводом Piaggio. Помните, как в фильме «Римские каникулы» герой Грегори Пека катал героиню Одри Хепбёрн по улицам Рима на неказистом мотороллере? Это и была «Веспа». Да, сегодня о ней можно сказать «неказистый мотороллер», а в годы создания это был прорыв. «Веспа» для Италии – всё равно что «Жук» для Германии или «Запорожец» для СССР. Я помню на улицах Сарова довольно популярный во времена моего детства мотороллер «Вятка» - клон «Веспы».
Когда 23 апреля 1946 года фирма Piaggio подала заявку на патент «мотоцикла рационально укомплектованного органами и элементами с несущим кузовом, капотом, брызговиками и полностью закрытой механической частью», вряд ли кто мог помыслить, что эта двухколёсная машинка станет одним из символов Италии. Мало того, символом расцвета итальянской экономики, периода, который итальянцы называют сегодня с большой долей ностальгии «Dolce Vita»!
Но именно так появился первый в мире мотороллер (сегодня чаще говорят - скутер). Мотороллер, о котором в далекие пятидесятые говорили: «один мотор, два колеса и два сердца»!
В переводе с итальянского «Vespa» означает «оса, шершень». Услышав, как работает двигатель мотороллера, Энрико Пьяджио, сын основателя компании Piaggio, сказал: «Похоже на осу!».
За 70 лет у фирмы Piaggio бывали взлёты и падения, от семьи Пиадджо фирма переходила в собственность Фиат, почти разорилась, но вновь встала на ноги в двухтысячных.
Чем же так хороша «Веспа»? Она экономична, экологична, очень проста и надежна. Этот мотороллер принимал участие в серьёзных мотопробегах по всему миру от Сахары до Северного полярного круга. Мало кто знает, что «Веспа» успешно прошла трассу Париж-Дакар.
Здесь в тесноватых залах музея, разлядывая всевозможные модификации мотороллера, мы наткнулись на выкрашенный в защитный цвет экземпляр с… базукой! Оказывается, «Веспа–II» принимала участие во Второй мировой войне! И считалась одним из лучших военных видов транспорта.
Да и сегодня заводы Piaggio в разных работают не только в Италии; производство «Веспы» налажено также в Азии и в Америке, многие авто-мотопредприятия мира производили «Веспу» по лицензии.
В небольшом музее оказалось едва ли не всё «собрание сочинений», касающихся «Веспы»; прежде всего, конечно, сами мотороллеры - с коляской и без, спортивный и прогулочный, с грузовой платформой и с тентованным кузовом «такси», с дополнительным бензобаком, всевозможных цветов и необычным тюнингом, в виде детских велосипедов, игрушечные. А ещё - разные аксессуары, фотографии, дипломы и кубки, макеты и даже заправочная колонка пятидесятых…
Провожая нас, хозяин музея Марко Ромити с супругой, видя наши восторги от их богатейшей коллекции, подарили нам шикарное издание о музее, о «Веспе» и её истории. Книга – на итальянском и прочитать её я, увы не могу. Но время от времени листаю её насыщенные фотографиями странцы и вспоминаю Полленцу, средневековые улочки, камни мостовой, неприметную дверь музейчика в старинном особняке и радушных хранителей истории «Веспы»…