Юрий Расторгуев, главный редактор газеты «Весть», г. Калуга, член АРС-ПРЕСС
Всего несколько часов прошло, как мы, арс-прессовцы, побывали в музее "Яд ва-Шем". Не судите строго - не могу пока сложить свои впечатления в связный рассказ. Пока только боль, слезы, шум в голове, смятение в сердце.
И ведь не то, что бы я до этого ничего не знал о трагедии еврейского народа. Знал, конечно. И Великая Отечественная для мня - это вовсе не аббревиатура ВОВ. Но здесь, в Иерусалиме, я, внук победителей фашизма, пожалуй, впервые почувствовал себя раздавленным. Раздавленным болью и скорбью.
"Память и имя" - так переводится название этого музея. Память - потому, что проклят будет тот, кто забудет. Имя - потому, что здесь пытаются увековечить трагедию КАЖДОГО из 6 миллионов жертв Холокоста. На иврите - Шоа. По-русски - Катастрофы...
Входим в музей по мосту. По мосту из жизни в смерть... Создатели "Яд ва-Шема" продумали все, вплоть до дрожи конструкции и скрипа половиц.
На входе нас встречает пасторальная "документалка" - счастливые, радостные евреи смотрят с экрана, улыбаются нам, машут руками, приветствуя. Они еще живы...
Несколько шагов - и идиллия рушится: фотографические панно из лагеря "Клога" в Эстонии: трупы, сложенные штабелями вперемежку с бревнами - такую картину запечатлел советский фотокор в сентябре 1944. Здесь же - репродукции фотографий, найденных в карманах жертв - все та же "пастораль": "я с семьей", "я играю в футбол", "моя маленькая дочка", "моя любимая жена"...
Музей устроен так, что нельзя миновать ни одного зала экспозиции - как пишет Иоанн Богослов в "Апокалипсисе": "Иди и смотри"...
...Неужели это исчадье - Адольфа Шикельгрубера - родила женщина-человек...
Ни воинствующее средневековое христианство, ни бескомпромиссный ислам не ставили целью уничтожение евреев как нации: отречения иудея от своей веры было всегда вполне достаточно. Гитлер сказал: евреи виноваты не по вере, а по крови. "Евреи - это зараза, и миссия немцев - спасти мир от нее".
...Экспонат музея - немецкая детская настольная игра второй половины 30-х "Евреи, вон!" - выигрывает тот, кто выгоняет из Германии больше евреев.
Сначала выгоняли. Потом появились гетто...
...Палачи не стеснялись фиксировать на пленку страдания жертв. Целая галерея снимков и сюжетов кинохроники из Варшавского гетто. Мальчик только что умер от голода на брусчатке мостовой. Его старшая сестра, в изможденном, изуродованном недоеданием тельце которой едва теплится жизнь, пытается воскресить его слабыми ударами по щеке... Худая - в чем только душа держится - мать с грудным ребенком бежит по улице, голося - наверное, младенец в её руках уже мертв... А он, "уберменш", ничтоже сумняшеся, снимает. Увидев это, я, каюсь, несколько минут молил об одном - чтобы Бог свел меня, отца маленького большеглазного чуда со смешными косичками, с этим кинохроникером в одном времени и дал сил моим рукам, сомкнувшимся на арийском горле. Прости меня, Господи...
А потом были концлагеря и лагеря смерти. Это - не одно и то же. В первых умирали чаще от причин естественных - адского труда, болезней, голода. Вторые были конвейером банального уничтожения. Ну как можно уложить в голове: 870 тысяч евреев убито в Треблинке...
Простите, не могу дальше...
...На выходе из "Яд ва-Шема" посетителей провожает барельеф. В нем символически отображена Катастрофа и то, что случилось после нее - народ Израиля вновь обретает Землю обетованную. (Ну, неужели Холокост - твоя, Господи, цена её обретения?!). Возвращение на землю Израиля после двухтысячелетнего отсутствия олицетворяет лев - символ одного из колен Израилевых - колена Иудина. Лев плачет...