Александр Ломтев, Елена Кривцова, газета «Саровская пустынь», г. Саров, Нижегородская область
Фламинио
Мы привыкли делить людей на капиталистов и социалистов, левых и правых, консерваторов и либералов… На самом деле все гораздо проще – люди делятся на хороших и не очень. Когда ты встречаешься с хорошим человеком, воспринимаешь это как подарок, – радуясь, удивляясь при этом, как в первый раз. Хороший человек дает такой заряд радости, энергии, тепла, что тебе хватает надолго. Незабываемое послевкусие оставляет ведь не только хорошее вино.
Господин Фаби. Или сеньор Фаби?
-… Фламинио, – просто представила нам Наташа Собина своего спутника, вышедшего из черной машины. Мы по очереди знакомились, пожимая протянутую руку Фламинио, что-то говорили – дежурное и очень вежливое. Помню, как были удивлены: неужели этот человек, скромность которого сквозила во всем, начиная от одежды и кончая манерой держаться, смущенно улыбающийся и… работающий сам у себя водителем, и есть тот самый знаменитый Фаби? Он – капиталист, владелец огромный обувной фабрики, известной всему миру. Ботинки марки «Fabi» предпочитают такие знаменитости, как, например, Майкл Дуглас, Шер, Брюс Уиллис, Андреа Бочелли. У Фаби есть все – и даже больше чем нужно. Почему именно он проявил инициативу по продвижению мало известного в России региона Марке? Зачем ему это нужно? Для чего он потратил столько сил, времени, финансов на то, чтобы наша группа смогла приехать и своими глазами увидеть всю красоту Марке? Ответ оказался простым: Фаби – патриот. Он очень хочет, чтобы о его малой родине – Марке – широко узнали по всей России. И может, даже влюбились в этот край так, как любит его сам Фламинио.
Мы привыкли думать о капиталистах, что деньги для них на первом месте. Но почему-то не руководители Марке, не многочисленные чиновники беспокоятся о развитии региона, а именно он, Фламинио, – не чиновник, не мэр, не глава, а частное лицо. На протяжении всей нашей поездки, с первого рукопожатия и до последнего прощального взмаха в аэропорту Рима, господин Фаби неустанно подчеркивал, что его дело – всего лишь часть культуры Марке. Забегая вперед, скажу, что у нас была прекрасная возможность убедиться в этом.
Удивительна сама история рождения знаменитого бренда. Фабрика была создана двумя братьями – Элизио и Энрико Фаби. Как вспоминает Элизио, «в 50-е годы я был обычным ребенком. Ходил босиком, так как наша семья не могла купить туфли. В одни прекрасный день я решил, что больше никогда не буду ходить босым. Первую обувь мы сшили с братом в столовой нашей матери. Для производства мы отвели себе первый этаж, мне было 22 года, Энрико – 31. Все началось в 1965 году…»
В это трудно поверить, но скромная мастерская братьев Фаби, начинавших свой бизнес с пары десятков сшитых собственными руками крепких башмаков, которые, кстати, далеко не сразу нашли своего первого покупателя, всего за семь лет (!) выросла в огромную фабрику площадью 1200 кв. метров в Монте-Сан-Джусто. От «самодельных башмаков» до бренда с мировым именем… Сегодня этим кожаным миром, с его фабрикой, магазинами, бутиками управляется многочисленная семья Фаби. Трудяги, профессионалы и очень обаятельные люди. Когда мы попали на производство, Фламинио сразу же познакомил нас с сестрой Алессией, представившейся нам, кстати, Олесей. Так для нас было проще, и в этом еще одна характерная семейная черта всех Фаби – не осложнять жизнь окружающим, а наоборот – облегчать. Много интересного мы увидели на фабрике Фаби, где шьют те самые туфли – мужские и женские – поражающие своей элегантностью и качеством. С самого начала отличительной чертой Фаби было стремление к высочайшему качеству в малейших деталях. Когда Фламинио показывал нам очередной процесс изготовления обуви, он вдруг взял и, сложив пополам толстую кожаную подметку от будущего мужского башмака, сунул в карман. Представляете, какого качества кожа идет на обувь?! Или когда он лично на высокотехнологическом оборудование лазерным лучом «вышил» на куске опять же не тонкой кожи настоящие кружева, я, признаться, позавидовал: этот человек никогда не останется без куска хлеба.
-… Все этапы производства осуществляются на фабрике, – неустанно подчеркивал Фламинио. «Производство»?.. Как-то даже язык не поворачивается назвать то, что мы увидели, тем, что мы у себя дома привыкли называть «производством». Просторные цеха, много воздуха, много света… Везде предусмотрены «зеленые» зоны для отдыха. Люди улыбаются, но при этом все заняты делом. Фабрика по праву гордится своей социальной политикой, поддерживая каждого сотрудника, оказавшегося в трудном положении. Например, если работник попал в глубокую финансовую яму, то руководство (читай, Фаби) обязательно ему помогает. Деньгами. Подчеркиваю, дает не кредит, а именно в долг, без всяких там процентов. Или еще пример, если у работника проблема с жильем, то опять же руководство фабрики предоставляет ему и его семье «ведомственное» жилье… А еще у них мастер, разумеется, высококвалифицированный (а иных на фабрике Фаби и нет), получает до 3 тысячи евро. А еще у работников отпуска по шесть недель, а еще – медстраховка, о которой можно только мечтать, а еще… В общем, остается только позавидовать.
- В чем заключается успех «Фаби»? – поинтересовались мы у Фламинио.
- Здесь осознают свою связь с этой землей, с регионом Марке, поэтому форма обуви, ее цвет, каждая линия и каждый штрих – отражение истории, культуры и искусства этой земли.
Конечно, много интересного мы увидели на фабрике. Но меня больше поразил сам Фламинио. Как горели его глаза, как ловко он управляется со всем, к чему прикасался, как вдохновенно рассказывал о непростом рождении очередной пары туфель, которые, кто знает, быть может, в обозримом будущем украсят гардероб того же Брюса Уиллиса или Майкла Дугласа. В настоящем же… Ну, да! Ну, не устояли мы и приобрели в магазине «Фаби» кто что хотел.
Тем не менее истинным капиталом предприятия остается уважение к человеку – к тому, кто эту продукцию создает и кто ее носит. Как удается столько времени оставаться на вершине модных брендов? Что главное – угадать, что будут носить модницы в следующем сезоне или, скажем, через пару лет?..
- Главное, не столько следовать моде. Мода – это всего лишь игра, – делился Фламинио профессиональными секретами. – Покупатель не будет тратить такие деньги на обувь только потому, что она нравится дизайнеру. Главное не угадать, а понять…
- Что?
- Что хочет женщина, – ответил Фламинио и машинально поправил элегантные очки. «Понять, что хочет Женщина» – это целая философия. Причем понять, что хочет Женщина, которая не вообще, не абстрактная, не где-то там существующая, а самая что ни на есть конкретная: в своей плоти и крови, со своим характером, привычками, внутренним миром…
- И что же? Удаётся понять?
- Это – процесс, не имеющий завершения, – задумчиво ответил Фламинио. – И мне это нравится.
Удивительный он все-таки человек, этот Фламинио Фаби. Он знает об обуви все. Досконально. О каждом шовчике, каждой ниточке. Уверены, что при необходимости он сможет сам сшить хорошую пару башмаков. У Фаби есть все – и даже больше, чем нужно, он из тех, кто уже рождается «с золотой ложкой во рту». Но именно он неустанно напоминал нам сказанное еще при первой встрече: «Фаби» – это всего лишь часть культуры региона Марке». Теперь-то мы это хорошо понимаем.
Марке – поразительной красоты край, существующий в стороне от шумных, пыльных туристической итальянских Мекк. Можно сказать, Марке – заповедный край, и в этом его сила. Здесь каждый непременно найдет то, что ему по душе. Поля, замки, храмы, речки, живописные улочки древних городов, уютные деревушки, красивые пляжи и ласковое море. Во всем чувствуется органика с природой, деликатное отношение к богом данным этой земле дарам. Все это, конечно, не может не цеплять. И заставляет думать: создавать вокруг себя красоту, беречь ее, дарить ее людям – ведь это, по сути, и есть этика бизнесмена Фламинио. По ее правилам жили отец и дядя Фаби, по ним живут он сам и его большая семья… На этом стоит богатейшая культура региона Марке, в который, признаться, невозможно не влюбиться.
Не знаем, удастся ли осуществиться желанию Фламинио и пробиться на широкий российский рынок, сумеет ли он по-настоящему наладить деловые связи с Россией. Но если чему-то и поучиться нам у этого капиталиста, то как раз вот такому отношению к своему делу, к своей малой родине.
КСТАТИ
Уже когда мы вернулись в Россию, стало известно, что Совет итальянской области Венето официально выступил за отмену антироссийских санкций. На Совете большинством голосов была принята резолюция, в которой черным по белому зафиксировано: «осудить международную политику Евросоюза в отношении Крыма, которая является дискриминационной и несправедливой с точки зрения принципов международного права, требуя признать волю, выраженную крымским парламентом и народом на референдуме», а также «требовать немедленного снятия бесполезных санкций против России, которые имеют серьезные последствия для экономики Венето». Таким образом, регион стал первым субъектом Евросоюза, который признал статус Крымского полуострова в составе России. Принятый документ подразумевает, что глава Совета Венето Роберто Чамбетти и руководитель области Лука Дзайа наделяются полномочиям на ведение активной работы с правительством и парламентом Италии, а также с институтами ЕС для пересмотра отношений ЕС и РФ.