Под рубрикой «Вести почтового проекта «Пришел на почту – купил газету» продолжается публикация интервью с главными редакторами – организаторами проекта в пилотных регионах и с сотрудниками региональных Управлений федеральной почтовой связи, курирующими проект со стороны национального почтового оператора. Мы рассчитываем, что он будет способствовать росту продаж печатной прессы в почтовых отделениях и большему взаимопониманию издателей и распространителей. Хочется верить, что публикуемые нами интервью помогут участникам проекта лучше понять друг друга, и это понимание обязательно отразится на успешности совместных действий.
- Краткая информация о главном редакторе МБУ «Уфа-Ведомости»:
Галина Газимовна Ишмухаметова - известный в Уфе и республике журналист, член Союза журналистов Башкортостана и России. В 2001 году Ишмухаметова Г.Г. выступила инициатором создания столичного ежемесячного журнала «Уфа», который за короткое время стал не только визитной карточкой столицы, но и всего Башкортостана. В конце 2002 года силами этой же редакции был возрожден выпуск старейшей в регионе газеты «Уфимские ведомости», ставшей популярной у любителей краеведения и истории родного края.
В настоящее время журнал «Уфа» и газета «Уфимские ведомости» включены в российский каталог, на них можно подписаться не только в любом городе республики, но и страны, организована широкая сеть розничной продажи. И у журнала «Уфа», и у газеты «Уфимские ведомости» есть свои страницы в Интернете, ежедневно сайт этих изданий посещают десятки пользователей электронной сети.
Аудитория: жители Уфы и республики, преимущественно старше 35 лет, люди с высшим образованием, преимущественно представители интеллигенции, бизнес-сообщества.
Год основания: журнал «Уфа» - 2001 год, газета «Уфимские ведомости» - 2001 год.
Тираж: журнал «Уфа» - 5 тысяч экземпляров, газета «Уфимские ведомости» (четверговый выпуск) – 20 тысяч экземпляров, газета «Уфимские ведомости» (вторничный выпуск) – 10 тысяч экземпляров.
Соотношение подписного и розничного тиража: 45% - розница, 55% - подписка.
- Сотрудничали ли Вы с ФГУП «Почта Россия» по поставкам прессы для розничного распространения до начала пилотного проекта?
- У нас изначально сложились добрые отношения с республиканским отделением УФПС и Уфимским почтамтом в частности. Ежегодно в начале марта мы проводим наш общий праздник «День уфимского почтальона», где награждаем лучших почтовых работников и дарим всему коллективу концертную программу. Стараемся не только стимулировать почтальонов к добросовестной доставке наших изданий до подписчиков, но и мотивировать их на повышение подписных тиражей.
10 лучших почтовых работников ежегодно получают от нашей редакции путевки в санаторий «Радуга».
Мы также пропагандируем конкурс почтальонов, учрежденный АРС-ПРЕСС, публикуя ответы наших подписчиков на вопросы анкеты, что позволяет в конечном итоге выявлять лучшего «Печкина». По итогам 2015 года таковым стал (впервые за многие годы!) мужчина – Николай Викторович Хохрин, получивший в награду не только сотовый телефон от АРС–ПРЕСС, но подарок – дорожную сумку - от редакции.
- Были ли у Вас проблемы в самом начале участия в пилотном проекте? Какие именно?
- Долгие годы редакторский корпус призывал почтовиков всерьез заняться розничными продажами, поскольку именно этот вектор развития представляется наиболее перспективным. К сожалению, нас не слышали: списанные в почтовых отделениях тиражи нередко приходилось забирать в упакованном виде – их даже не пытались выкладывать на прилавок.
И когда менеджеры Почты России во всеуслышание заявили о своем намерении всерьез заняться розничными продажами печатных изданий, мы, разумеется, с удовольствием включились в новый проект. Однако некая инертность на местах давала о себе знать: осуществляя первые рейды по почтовым отделениям – дабы проверить приоритетную выкладку газет – мы нередко сталкивались с непониманием и настороженностью. И все же нам удалось переломить ситуацию! Очень скоро недоверие отступило. Видимо, руководству регионального УФПС удалось изыскать ресурсы, мотивирующие сотрудников к наращиванию продаж.
- Удалось ли Вам увеличить продажи Вашего издания после начала пилотного проекта?
- Конечно, объемы продаж через почтовые отделения по сравнению с другими дистрибьюторами по-прежнему достаточно скромны. Например, через торговые сети мы ежемесячно реализуем 12850, через частных реализаторов – 4500 экземпляров, а через почту – около тысячи. И все же результат есть: если до запуска «пилота» тираж розницы через почтовые отделения УФПС составлял, к примеру, в декабре 2015-го – 1852 экземпляра, а уже в феврале 2016-го – 3200 экземпляров.
- Чего, на Ваш взгляд, не хватает в пилотном проекте? Как его можно улучшить, дополнить?
- Больной для редакций вопрос – списание. Необходимо и здесь найти тригерные точки, воздействуя на которые удастся сократить списание, а в идеале – вообще уйти от него. Почтовых работников необходимо материально заинтересовать в полной реализации поступающей к ним печатной продукции. Справедливости ради надо признать: объемы списания уже сокращаются. Например, по нашей газете процент возвратов через почту сократился с 25 до 16. Надеемся, в самое ближайшее время добиться списания не выше 10%.
- Какие проблемы в организации продаж печатной прессы в почтовых отделениях Вы можете назвать? Как, на Ваш взгляд, их можно решить?
- Почтовые работники – «многостаночники», для которых продажа печатных изданий до сих пор приоритетом не является. В большинстве почтовых отделений тесно и не очень комфортно: у посетителей нет возможности увидеть и рассмотреть весь ассортимент продаж.
- Как Вы оцениваете потенциал почтовых отделений как точек розничных продаж печатной прессы?
- Я бы назвала их потенциальными точками роста. Это - бойкие места, где всегда много народу. Важно заинтересовать и приучить постоянных клиентов покупать газеты и журналы. Помочь в этом могли бы электронные экраны с рекламой, звуковые и видеоролики.
- Как Вы оцениваете перспективы печатной прессы как современного средства массовой информации в целом? Умрут ли в ближайшее время газеты?
- На фоне того, как крупнейшие мировые издания уходят «в цифру», наивно было бы напрочь отрицать наметившуюся тенденцию. Например, в Башкортостане республиканская «Молодежная газета» со второго полугодия уже не будет выходить в печатном варианте, а станет полностью электронной. Тем не менее, утверждать, что этому примеру последуют остальные – я бы не стала.
- Какая пресса, на Ваш взгляд, больше востребована в российских регионах? Региональная или федеральная? Почему?
- У региональных газет в плане сохранения печатных тиражей перспективы гораздо оптимистичнее, нежели у федеральных: провинциальный читатель более консервативен в своих привычках и пристрастиях. Из «бумажных» газет провинциал также отдает предпочтение местным изданиям, поскольку главные федеральные новости узнает из интернета или телевизора. Региональные же газеты ему интересны тем, что хочется в них прочесть об известных лично ему людях, о предприятиях, о тех или иных социально значимых акциях, событиях, решениях местной власти, непосредственно влияющих на качество жизни жителей муниципалитетов.
- Знаете ли Вы секрет успешной газеты?
- Вопрос практически философский. Современному читателю нужна утилитарная информация по всем сферам жизни – ЖКХ, медицина, образование, культура, правовая защита, досуг. При этом важна креативная подача с использованием инфографики, с разбивкой текстов на подзаголовки, что делает газету более привлекательной и удобной для восприятия.
- Если бы Вам было нужно начать выпускать газету не в России, а в Европе или в США, с чего бы Вы начали?
- С изучения медийного рынка: какие ниши захвачены сильными игроками, какие слабы и куда стоит вклиниться. При этом всегда можно найти тонкую грань, на которой сходятся различные области человеческих знаний и желаний.
- Что вы можете пожелать другим участникам пилотного проекта «Пришел на почту-купил газету»?
- Нарастить тиражи!
- Что бы Вы могли пожелать сотрудникам почтовых отделений, продающих Вашу газету?
- Успевать прочитывать газеты и, в зависимости от наклонностей и сферы интересов, рекомендовать клиентам конкретные статьи и тематические рубрики.