В рубрике «Вести почтового проекта «Пришел на почту – купил газету» мы предлагаем Вашему вниманию интервью с одним из самых интересных региональных издателей России – руководителем издательства «Северная неделя» Вячеславом Васильевичем Белоусовым. Человек интересной судьбы и необычных увлечений: боксер, борец, человек с прекрасным музыкальным слухом и тонким художественным вкусом, чувствующий себя своим и в компании интеллектуалов, и в коллективе рабочих-североморцев, создающих российские подводные атомоходы. Как сказал бы классик, «он в Риме был бы Брут, в Афинах Ахиллес, а здесь он...» … а здесь он издатель, создавший немало успешных печатных проектов как регионального, так и федерального значения.
В своем интервью создатель издательского дома «Северная неделя» рассказывает об участии в пилотном проекте ФГУП «Почта России» и АРС-ПРЕСС «Пришел на почту – купил газету», о будущем печатной прессы, делится профессиональными секретами.
- Краткая информация о главном редакторе и его издании: название, аудитория, тираж, год основания, соотношение подписного и розничного тиража.
- На сегодняшний день тираж «Вечернего Северодвинска» - 4610 – 11275 экземпляров. Подписной тираж составляет 40%. Читательская аудитория – жители города Северодвинска: мужчины и женщины разных социальных слоев, средней и старшей возрастной категории.
- Сотрудничали ли Вы с ФГУП «Почта Россия» по поставкам прессы для розничного распространения до начала пилотного проекта?
- До пилотного проекта Издательство «Северная неделя» сотрудничало с Почтой России, но не находило точек соприкосновения по увеличению тиража. Несколько лет тираж находился на одном уровне. Выкладка нашей газеты была неубедительной, а во многих отделениях «Вечернего Северодвинска» вообще не было в наличии.
- Удалось ли Вам увеличить продажи Вашего издания после начала пилотного проекта?
- За время пилотного проекта мы увеличили отгрузку «Вечернего Северодвинска» на 143%. Продажи с октября 2015 года по январь 2016 года выросли на 30%.
- Чего, на Ваш взгляд, не хватает в пилотном проекте? Как его можно улучшить, дополнить?
- Что касается данного проекта в городе Северодвинске, то хотелось бы охватить большее количество почтовых отделений. К сожалению, под наш мониторинг подходят только определенные категории узлов связи. В нашем случае их всего лишь 11. В некоторых почтовых отделениях есть специально оборудованные киоски. Там возможна организация приоритетной выкладки нашего издания, что дало бы дополнительный рост тиража. А также в качестве пожелания хотелось бы осуществлять параллельно с барьерной выкладкой изданий витринную выкладку в тематической зоне.
- Какие проблемы в организации продаж печатной прессы в почтовых отделениях Вы можете назвать? Как, на Ваш взгляд, их можно решить?
- В процессе мониторинга мы столкнулись с рядом проблем, связанных с продажей прессы в почтовых отделениях. На почтах нет прямого доступа покупателей к прессе, маленькая площадь зоны видимости газет, недостаточно специального оборудования для наглядной выкладки изданий.
Кроме того, на почтах постоянная нехватка операторов, отсюда элементарное отсутствие времени у работников для основательной работы с прессой. Нет личной заинтересованности у сотрудников в росте продаж газет.
И, конечно же, очереди, которые мы нередко наблюдаем в почтовых отделениях, не способствуют росту продажи газет. На обслуживание одного посетителя порой уходит 15-20 минут.
- Как Вы оцениваете потенциал почтовых отделений как точек розничных продаж печатной прессы?
- Потенциал почтовых отделений как точек розничных продаж просто огромен. Почта в нашем сознании – это источник периодики. У людей это годами выработанная привычка покупать газету на почте. Здесь постоянно присутствуют наши потенциальные покупатели: оплачивают коммунальные платежи, получают пенсии…
- Как Вы оцениваете перспективы печатной прессы как современного средства массовой информации в целом? Умрут ли в ближайшее время газеты?
- Абсолютно убежден в дальнейшей жизни печатных СМИ. В 2010 году в Германии вышла книга профессора технического университета в Берлине Норберта Больца «Азбука медиа» (переведена на русский язык в 2011 г.). Профессор утверждает: «Жизненная значимость печатных СМИ в будущем еще возрастет… Они нужны как метафорические пути навигации в информационном пространстве».
- Какая пресса, на Ваш взгляд, больше востребована в российских регионах? Региональная или федеральная? Почему?
- В регионах России была, есть и будет востребована в будущем именно региональная пресса.
- Если бы Вам было нужно начать выпускать газету не в России, а в Европе или в США, с чего бы Вы начали?
- В Европе и США я вначале бы изучил газетный рынок, а приступил бы к выпуску издания, которого нет на этом рынке, или вступил бы в конкуренцию с одним из существующих.
- Что вы можете пожелать другим участникам пилотного проекта «Пришел на почту-купил газету»?
- Своим коллегам по проекту хотелось бы пожелать роста продаж, удержания результатов на уровне не ниже периода проведения акции, дальнейшего укрепления партнерских отношений и взаимопонимания с Почтой России.
- Что бы Вы могли пожелать сотрудникам почтовых отделений, продающих Вашу газету?
- Сотрудникам почтовых отделений желаем личной заинтересованности в продаже прессы.
Вячеслав Белоусов,
генеральный директор издательства «Северная неделя»,
лауреат премии правительства России в области печатных СМИ (2010 г.)
член Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России