Под рубрикой «Вести почтового проекта «Пришел на почту – купил газету» начинается публикация серии интервью с главными редакторами – организаторами проекта в пилотных регионах и с сотрудниками региональных Управлений федеральной почтовой связи, курирующими проект со стороны национального почтового оператора. Мы рассчитываем, что он будет способствовать росту продаж печатной прессы в почтовых отделениях и большему взаимопониманию издателей и распространителей. Хочется верить, что публикуемые нами интервью помогут участникам проекта лучше понять друг друга, и это понимание обязательно отразится на успешности совместных действий.
«Областная газета» — общественно-политическое издание, ориентированное на запросы массового читателя. Издается с 1990 года. Является абсолютным лидером по количеству подписчиков в Свердловской области — тираж издания в 2016 году составил более 70 000 экземпляров. C 2004 года «Областная газета» награждается Национальной тиражной службой как лауреат премии «Тираж года» среди ежедневных региональных СМИ. Главный редактор — Дмитрий ПОЛЯНИН, победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг»-2015 в номинации «Редактор года»
— Дмитрий Павлович, сотрудничали ли вы с ФГУП «Почта России» по поставкам прессы для розничного распространения до начала пилотного проекта «Пришел на почту — купил газету»?
— У нас, конечно, есть примеры удачного взаимодействия. Но участие в этом проекте — это интересный опыт.
— Были ли проблемы при старте проекта?
— Как и в любом начинании потребовалось время для организации работы. Корректировка коснулась отдела подписки и распространения тиража, сотрудники которого привлечены для участия в проекте. Трудностей не возникло благодаря четко обозначенным целям и содействию со стороны «Почты России».
— Удалось ли увеличить продажи вашего издания после начала пилотного проекта?
— В течение четырех месяцев с момента начала реализации «Областной газеты» в отделениях почтовой связи продажи держатся на стабильном уровне. При этом есть большое списание. Операторы в отделениях не умеют, а иногда просто не хотят продавать газету.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает в пилотном проекте?
— Хотелось бы иметь обратную связь по формируемой нами отчетности. Иными словами, мы заинтересованы в получении информации о том, как предоставляемые редакцией «Областной газеты» данные влияют на общий ход выполнения программы проекта. Сравнить наши результаты и отчеты из других регионов.
— Какие проблемы есть в организации продаж печатной прессы в почтовых отделениях ?
— Одной из очевидных проблем является невысокая заинтересованность сотрудников почты в реализации розницы. Есть, конечно, исключения, но общая тенденция такова — работники на местах не имеют приемлемой мотивации для осуществления продаж периодических изданий. Это подтверждают замечания по неудовлетворительной или несвоевременной выкладке газет, отсутствию ценников, большой процент по списаниям. Зачастую в почтовых отделениях не выделяется достаточно места для организации выкладки как федеральной, так и региональной прессы.
— Как вы оцените потенциал почтовых отделений как точек розничных продаж печатной прессы?
— Отделения почтовой связи имеют все возможности для успешной реализации печатных изданий, поскольку обладают высокой проходимостью. Кроме того, традиционно именно на почте люди подписываются на периодику, а значит, наш потенциальный покупатель заинтересован в подобных услугах. Возможно, на невысокий уровень продаж еще влияет эффект новизны — ведь «Областной газетой» здесь раньше не торговали, а значит необходимо время для привычки приобретать ее именно на почте.
— Как вы оцениваете перспективы печатной прессы как современного средства массовой информации в целом? Умрут ли в ближайшее время газеты?
— Безусловно, интернет сегодня является самым быстрым и доступным средством для получения актуальной информации. Можно даже попытаться предсказать примерный год наступления «смерти газет», и, кстати, такие прогнозы делались и не раз. Однако перспективы у печатных изданий есть. Никто не отменяет человеческий фактор. Как книги в ближайшее время вряд ли полностью вытеснятся их электронными копиями, так и газеты будут иметь свой сегмент читателей, предпочитающих получать свежий номер к «утреннему кофе». Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что у нас не везде и не всегда есть свободный выход в глобальную сеть, поэтому нередко печатные издания являются основным видом доступной прессы.
— Какая пресса, на ваш взгляд, больше востребована в российских регионах? Местная или федеральная?
— Спрос примерно одинаковый. Федеральные издания предоставляют информацию на своем уровне, региональная пресса освещает события на местах. И то, и другое интересно нашему читателю. Считаю, что у нас существенно недооценена местная пресса, хотя степень ее проникновения в аудиторию на порядок выше, чем у региональных и федеральных изданий.
— Знаете ли вы секрет успешной газеты?
— Успешность печатного издания измеряется его востребованностью. Она высока, если газета интересна массовому читателю. Сделать газету максимально интересной — это наша задача, и никаких секретов здесь нет. То, что мы имеем самый высокий тираж в России среди региональных СМИ, по-моему, доказывает, что мы на правильном пути.
— Если бы вам было нужно начать выпускать газету не в России, а в Европе или в США, с чего бы вы начали?
— С подбора слаженной, креативной команды, гибкой в условиях динамичных изменений, состоящей из людей, ориентированных на рост и развитие, знающих свое дело.
— Что вы можете пожелать другим участникам пилотного проекта «Пришел на почту — купил газету»?
— Оригинальных идей, большей заинтересованности в успехе проекта. Чтобы у нас у всех появились новые читатели.