Меморандум
Третьего форума Всероссийской программы
«Святость материнства»
Третий форум Всероссийской программы «Святость материнства» Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы состоялся 19-20 ноября в Москве и собрал свыше 400 участников из 60регионов России, а также 6 зарубежных стран (Греция, Италия, Китай, США, Украина, Белоруссия).
Главной задачей прошедшего Форума стала разработка предложений по формированию семейно-ориентированной информационной политики, нацеленной на поддержку современной российской семьи и утверждение традиционных семейных ценностей в информационном пространстве.
Участники Форума признают, что задача регулирования медиа-пространства с целью ограничения распространения явлений, деструктивно влияющих на внутренний мир человека, актуальна для России. Но еще более актуальными являются меры, стимулирующие производство качественной семейно-ориентированной информационной продукции.
Участники Форума убеждены в том, что сегодня в России тема семьи и семейных ценностей не занимает соответствующего своему значению места в информационном пространстве. Существует потребность в качественных теле- и радиопрограммах, материалах печатных СМИ, которые вдохновляли бы людей на создание собственной семьи, рождение и воспитание детей, а также поддерживали и помогали тем, кто уже ведет семейную жизнь.
Для решения этих вопросов нужна не только консолидация и мобилизация журналистского сообщества, но и объединение усилий профессионалов медиасферы с представителями государственной власти, общественными деятелями, служителями традиционных для России религий. Целью этой работы является формирование государственной семейно-ориентированной информационной политики.
Вопрос о методах развития семейно-ориентированной информационной политики в современной России обсуждался профессионалами-журналистами, государственными и общественными деятелями в рамках Третьего форума Всероссийской программы «Святость материнства» «Семейные ценности в современном информационном пространстве», а также на тематических круглых столах, проведенных ФАП и ЦНС в семи регионах России в преддверии III Форума Всероссийской программы «Святость материнства».
Предложения по формированию
семейно-ориентированной информационной политики
I
В сфере федеральной и региональной информационной политики
1. Включить в текст Концепции государственной семейной политики раздел, посвященный государственной информационной политике в сфере укрепления семейных ценностей.
2. Сформировать на федеральном и региональном уровнях систему «просемейного государственного информационного заказа»:
2.1. В рамках реализуемой Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и другими федеральными и региональными ведомствами системы государственной поддержки СМИ значительно увеличить количество поддерживаемых семейно-ориентированных проектов:
Телевизионные программы на семейную тематику(ток-шоу, телевизионные художественные, документальные,мультипликационные фильмы, аналитические программы и другие);
Печатные материалы на семейную тематику (тематические рубрики, специальные репортажи и другие форматы);
Радиопрограммы на семейную тематику (тематические программы, репортажи, радиопостановки и другие форматы);
Материалы в интернет-СМИ на семейную тематику(тематические сайты, тематические рубрики, репортажи, интервью и другие форматы);
Cоциальная реклама, посвященная традиционным семейным ценностям;
2.2. Организовать многоуровневый (муниципальное образование, субъект Федерации, федеральный округ, Российская Федерация) конкурс материалов печатных и электронных СМИ, посвященных семейной тематике. Разработать различные номинации («ответственное отцовство»,«многодетная Россия» и другие).
2.3. Связать получение государственных субсидий ведущими федеральными СМИ с необходимостью выполнения «государственного просемейного заказа». Разработать соответствующие критерии эффективности.
2.4. Обязать региональные и муниципальные органы власти, являющиеся учредителями СМИ, в качестве одной из приоритетных тем для освещения рассматривать семейную тематику.
3. Разработать и законодательно утвердить определение понятия «семейные ценности», которое используется, в частности, в 436-ФЗ без уточнения, что под этим подразумевается, что, в свою очередь, приводит к множественным интерпретациям.
4. Организовать долгосрочную общероссийскую кампанию по размещению социальной рекламы, направленной на утверждение семейных ценностей.
5. Развивать систему общественной и профессиональной журналистской экспертизы предлагаемых поправок в законодательство, направленных на регулирование информационного пространства
6. Активнее использовать региональные СМИ в качестве площадки для диалога между представителями органов власти и местными жителями по вопросам защиты семьи, материнства и детства.
7. Сделать прозрачной работу субъектов социальной политики РФ, повысить их открытость к диалогу с обществом посредством СМИ.
8. Издавать на федеральном и региональном уровнях специализированные статистические материалы (сборники), посвященные демографической ситуации в стране и отдельных регионах, которые выполняли бы справочно-информационную функцию, а также издавать методические пособия по семейно-демографической проблематике для работников СМИ.
9. Поддерживать преподавание предмета «социальная журналистика» в рамках учебных программ ВУЗов.
10. Развивать систему дополнительного образования для журналистов федеральных и региональных СМИ в виде программ повышения квалификации и обучающих семинаров по социальной журналистике и особенностям освещения в СМИ семейной темы.
11. Разработать образовательные программы для повышения общего уровня медиаграмотности граждан России, которые позволят потребителям медиаконтента лучше ориентироваться в его содержании и находить важную для себя информацию, не подвергая себя и своих детей информационным рискам и угрозам.
12. Поддерживать молодежные волонтерские группы,которые активно и целенаправленно работают над продвижением семейных ценностей в социальных сетях и блогах.
II
В сфере регулирования и саморегулирования в информационном пространстве
1. Разработать систему функционирования общественных экспертных советов по СМИ при руководителях субъектов Российской Федерации, территориальных управлениях Роскомнадзора или Общественных палатах субъектов РФ. Привлекать к деятельности общественных экспертных советов руководителей региональных СМИ,известных ученых, деятелей культуры, священнослужителей, представителей общественных организаций.
2. Организовать общественное обсуждение эффективности принятых законов, направленных на защиту семейных ценностей. Разработать изменения и дополнения с учетом мнений профессионального сообщества и экспертов.
3. Организовать систему общественного мониторинга СМИ с целью выявления материалов, имеющих антисемейную направленность.Регулярно публиковать отчеты с указанием деструктивных материалов и комментариями психологов, социологов, демографов, юристов и других специалистов.
4. Разработать и внести дополнения в Кодекс профессиональной этики журналиста, касающиеся этических границ освещения вопросов семьи, материнства и детства.
III
В сфере накопления и развития позитивного опыта по реализации семейно-ориентированных проектов в федеральных и региональных СМИ
1. Создать «банк» качественных семейно-ориентированных телепрограмм для использования региональными телекомпаниями с учетом перехода на новые форматы вещания. Проработка правовой базы.
2. Сформировать «банк» готовой просемейной социальной рекламы (телевизионной, печатной, радийной, наружной рекламы) для безвозмездного размещения в федеральных и региональных СМИ и на площадях наружной рекламы в регионах России. Проработка правовой базы.
3. Создать «интернет-банк» фотоматериалов,посвященных теме семьи, для использования региональными СМИ на льготных условиях. Проработка правовой базы.
4. Проводить межрегиональные фестивали СМИ. Организовывать в рамках фестивалей:
презентации и обсуждения примеров успешных просемейных проектов в СМИ и в области социальной рекламы;
тематические дискуссии региональных, районных журналистов с коллегами из федеральных СМИ;
взаимодействие с психологами, социологами, демографами и другими экспертами, занимающимися вопросами семьи и демографии.
5. Сформировать базу данных экспертов,специализирующихся на семейной тематике, к которым представители СМИ могли бы обращаться за консультацией и получением экспертной оценки в том или ином вопросе.
6. Содействовать адресной поддержке нуждающихся семей силами СМИ. Способствовать проведению специальных акций, созданию специальных рубрик для квалифицированных ответов на вопросы, волнующие современные семьи.