![]() |
13.02.2025, 16:05 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() МЖЦ-2010. ЧЕРНОГОРИЯ29.06.2010, 14:36
ЗОЛОТО ЧЕРНЫХ ГОР
Валентина ЛЕЗВИНА, обозреватель газеты «Ставропольская правда» Черногория в нынешнем году стала базой проведения мероприятий Международного журналистского центра, который был создан Альянсом руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) десять лет назад. ![]() Впрочем, участники мероприятий Международного журналистского центра (а они, в основном, проходили в отеле «Альбатрос» города Ульцин) вопроса, почему местом проведения выбрана Черногория, не задавали. Очень точно заметил генеральный директор издательского дома «Норд пресс» Леонид Левин: - Реклама все чаще оставляет равнодушным, более всего ценится искренность человеческих чувств. В искренности чувств жителей и официальных лиц Черногории в отношении к России и россиянам сомневаться не приходится. Наши народы и государства связывают три века дружбы, сотрудничества и взаимопомощи. И в следующем году обе страны намерены отметить трехсотлетие начала официальных отношений. Скажем так, прошедший круглый стол «Роль СМИ в развитии сотрудничества России и Черногории» можно, без преувеличения, назвать первым мероприятием по подготовке к юбилейной дате. В нем приняли участие около сорока журналистов, представляющих свыше двадцати регионов России, черногорские коллеги, официальные лица муниципалитета Ульциня, министерств туризма Черногории, посол России в Черногории. Открывая заседание круглого стола, Софья Дубинская подчеркнула, что главная цель российских журналистов узнать как можно больше о Черногории и донести эту информацию до жителей регионов России. Где, заметим, интерес к этой стране далеко не удовлетворен. Исполнительный директор АРС-ПРЕСС также отметила высокий уровень участников круглого стола. Исполнительный директор «Альбатроса» господин Джемаль Бушатлич, со своей стороны, подчеркнул, что руководство АО «Альбатрос» (а его мажоритарные акционеры – россияне) с удовлетворением восприняло тот факт, что местом для проведения мероприятий Международного журналистского центра стал Ульцин и этот отель. ![]() - Теперь мы возвращаемся к истокам, - подчеркнул господин посол, - и более того, намерены развивать эти отношения во всех направлениях. В последнее время в России все больше и больше узнают о Черногории. И, несмотря на различия, у наших стран есть много общего, которое невозможно не заметить. Это и многонациональность, и многоконфессиональность, и общность исторических традиций. Так что нам есть чему учиться друг у друга, что мы и делали предыдущие триста лет. С этой точки зрения, выбор местом проведения Ульциня и его района, отметил господин Герасимов, более чем удачен. Этот город меньше известен в России, чем например, столичная Подгорица или историческая столица Цетинье. Он также выразил надежду, что с помощью российских региональных журналистов Ульцин станет известным и привлекательным для россиян. И все-таки, как выяснилось в ходе обсуждения, продвижение в Черногорию российского туризма в целом и каждого туриста, в частности, не без проблем. Хотя правительство республики делает все возможное для увеличения привлекательности страны в глазах наших земляков. Заместитель министра туризма правительства Республики Черногория господин Зоран Дулетич справедливо заметил, что «дикую красоту» страны не могут забыть все, кто здесь побывал: высокие горы, быстрые и чистые реки, озера, побережье, памятники культурного наследия делают Черногорию одной из красивейших стран в регионе. Он не скрывал, что туризм – ключевой элемент развития государства на современном этапе. В последние годы внимания ему уделялось незаслуженно мало. Сейчас усилия государственных органов, туристических и иных организаций направлены на создание гостиничного бизнеса, привлекательной инфраструктуры, обеспечение безопасных условий отдыха. И эти усилия уже дают результаты. ![]() Генеральный директор ООО «Социальная газета» Татьяна Мельникова рассказала о самарском опыте сотрудничества с Черногорией в области туризма, особо подчеркнув, что ценовая политика принимающей стороны должна быть понятна и доступна не только людям среднего достатка, но и пенсионерам. Как мне показалось, туристическая политика Черногории в целом не носит какого-то жесткого и ярко выраженного монооттенка. (Который, заметим в скобках, присущ нынче многим странам). По словам господина Дулетича, из Средней Европы приезжает пятая часть отдыхающих, треть – это гости из Сербии, 12 процентов – из стран бывшей Югославии, восемь процентов занимает внутренний туризм. - У нас нет стремления сфокусироваться на какой-то одной стране, - подчеркнул он, отвечая на вопрос. – Мы также не различаем туристов по религии, национальности и цвету кожи. Но мы не можем не считаться с огромным потенциалом российского туристического рынка. Хотя в дальнейших планах и дальние страны, такие как Америка и Китай. Но пока и с ближними, повторюсь, не без проблем. Конечно же, отмена визового режима между Россией и Черногорией сыграла положительную роль в увеличении потока российских туристов. Но, как справедливо заметила Анна Игнатьева, представитель мажоритарных акционеров «Альбатроса» из нашей страны, в стоимости туристического пакета до 65-70 процентов занимает перелет. При известной дешевизне проживания и питания в Черногории, одно это, согласитесь, может отпугнуть туристов любого достатка из любой страны. Генеральный директор издательского дома «Северная неделя» Вячеслав Белоусов солидарен с такой постановкой вопроса. Чем «берет» наших туристов, например, Турция? Не только развитой туриндустрией, но и дешевизной чартеров, которые делают отдых в этой стране вдвойне привлекательным. Господин Дулетич пообещал, что об этих замечаниях он проинформирует свое руководство и лично сделает все для решения проблем. Поразил участников круглого стола мэр Ульцина господин Гзим Хайдинага – европейским шиком, мужской обаятельностью и тем, что приветствовал собравшихся … на трех языках: черногорском, русском и албанском. Двуязычие в ходу будничной жизни в многонационального города, русский – уважение к гостям. А что касается различий, то, по мнению мэра, они всегда считались возможностью для взаимного обогащения. Такой возможностью он считает и международный круглый стол. Градоначальник заверил, что и руководство Ульцина, и его жители всегда рады новым друзьям, откуда бы они ни приехали. Обоюдное узнавание культуры, истории, традиций, по его словам, - путь к европейской интеграции. В прошлом году Ульцин получил даже особую премию в области туризма как самый многонациональный и мультикультурный курорт Черногории. Господин Хайдинага своим городом и районом гордится. 32 километра побережья, более двух третей из них – пляжи. Раньше на них бывали туристы из всех стран мира. Хотелось бы, чтобы они приезжали и в будущем. Последние три года руководство Ульцина в этом направлении работает, скажем так, по прямым договорам. Они заключены с Веной, городами Италии, Хорватии, Боснии и Герцоговины и украинским Ужгородом. Мэр надеется, что в этом перечне появятся и российские населенные пункты. Тем более что в планах – развитие, помимо традиционного, и медицинского, и экстремального, и чисто морского туризма. Кстати, ежегодно Черногория принимает шесть тысяч яхт и 120 круизных теплоходов. Но в Ульцине – инвестиционный голод. То, что можно было сделать своими силами – сделали: начато строительство больших туристических комплексов, приведены в порядок пляжи. Они, кстати, в Черногории – государственная собственность. Очень интересно, на мой взгляд, и не без юмора определяются ее границы. Это высота волны в зимний период плюс сто метров. Получить в аренду участок побережья (этот вопрос задала главный редактор сочинского журнала «Фемина» Ирина Тодоренко) можно только на один год и по строго оговоренным правилам. За порядком следит государственное предприятие по управлению прибрежной полосой Черногории «Морско добро». Короче, по-хозяйски здесь подходят к этому самому добру. Желающих до которого, как и везде, хватает. Многие компании, в том числе и из Объединенных Арабских Эмиратов, пытались принять участие в тендере и самостоятельно заняться эксплуатацией черногорского побережья Адриатики. Не случись кризис, возможно, и победили бы. Сейчас готовится новый тендер с более жесткими условиями для иностранцев. Ульцин вполне в состоянии сам эксплуатировать побережье. С пользой и для себя, и для туристов. Ведь, если численность населения города - 28 тысяч человек, то в пик сезона – в июле-августе – она увеличивается за счет туристов до 120-140 тысяч. Кстати сказать, пребывание россиян в Черногории – и туристов, и приехавших на постоянное место жительства (этот вопрос задал генеральный директор издательского дома «Каспий» Алексей Нечаев) – особых хлопот российскому посольству не доставляет. По словам господина Герасимова, 99 процентов всех недоразумений черногорцы и россияне улаживают без вмешательства официальных органов. Без них не обходится разве что при ДТП. Вот что еще интересно. По официальным данным, за три последних года всего около ста россиян приехали сюда на ПМЖ. Но еще для трех-пяти тысяч человек это государство – вариант «длительной дачи», где они проводят несколько месяцев. В городе Будва в одной из начальных школ пришлось открыть даже специальный русский класс. Но это, скорее, экзотика. Главного редактора газеты «Республика Татарстан» Александра Латышева интересовал более серьезный вопрос: присутствует ли в Черногории российский бизнес? Господин Герасимов ответил на него положительно. Это инвестиции в алюминиевый комбинат, большое количество туристических объектов. Работает в стране и ассоциация российских предпринимателей. Кризис кардинальным образом на объем инвестиции не повлиял, российские предприниматели из страны не ушли, но, увы, изменились планы, увеличились сроки. Перспективы же остались прежними. И не только в этом направлении, убеждены участники круглого стола. Чтобы превратить их в реальность нужно не только желание (а оно, вне всякого сомнения, у обеих сторон есть) но и конкретные действия (к которым и черногорцы, и россияне готовы). Золота черных гор так много, что его хватит на всех. г. Ульцин, Республика Черногория |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |