19.01.2025, 00:23 |
«Лётом летели». Почему Вокзальная была городом в городе12.07.2019, 07:17  «БелПресса», г. Белгород, Белгородская область
«БелПресса» рассказывает об улицах Белгорода За 150 лет существования она повидала много разного люда: от царей до генеральных секретарей, от навьюченных поклажей крестьян до знаменитых артистов. Здесь жили, встречали, провожали, карали и увековечивали. Белгородская Вокзальная много раз менялась сама, но никогда не меняла своего названия. Появилась она в Белгороде, разумеется, после прокладки железной дороги – в 1869 году. До этого местность в восточной части города считалась обычным болотом, на которое свезли сотни тонн песка и глины, чтобы стало возможно какое‑либо строительство. Первое письменное упоминание о Вокзальной, если верить краеведу Александру Крупенкову, встречается в «Списке родителей учеников Белгородской мужской гимназии от 1895 года», где напротив каждой фамилии стояли адреса проживания с указанием улиц, в том числе и Вокзальной. На дореволюционных открытках улица и одноимённая площадь выглядят островками несуетной жизни, где всё чинно и размеренно, без толкучки и напряга. Ноги пешеходов утопают в толстом слое песка (что в ливни было благом), извозчики на сытых лошадях поджидают пассажиров, а праздные горожане совершают променады. Первый вокзал по стилю напоминал дворянскую усадьбу (кардинально он менял свой облик три раза) и содержался в образцовой чистоте. Вообще история улицы настолько насыщенная и интересная, что рассказывать о ней можно долго. Что, собственно, и сделал Александр Крупенков в книге «Пройдёмся по старому Белгороду», которую я настоятельно рекомендую. Помимо упомянутого издания, воспоминаний белгородцев и собственных впечатлений, в прогулке по Вокзальной у меня были отличные консультанты – наш редакционный фотограф, коренной белгородец Владимир Юрченко и краевед Сергей Петров, история семьи которого связана с этой улицей.
Старая вокзальная площадь / Фото: nailizakon.com Наш паровозСвязующим звеном, стержнем и жизнеопределяющим центром здесь всегда была железная дорога. Долгие годы здания (включая пекарни, магазины, общепит, даже кинотеатр в железнодорожном вагоне) на Вокзальной и на соседних кварталах принадлежали её ведомству. Оно их обслуживало, отвечало за благоустройство дорог и дворов, коммуникации и безопасность вплоть до 1994 года (если верить очевидцам), когда эти обязанности перешли городу. Даже сегодня практически каждый второй встречный в этой районе – железнодорожник. Не нынешний, так бывший или из железнодорожной семьи. В царские времена это означало образованность, а оттого некоторую элитарность местного контингента. Не случайно же революцию в Белгороде делали богатые интеллигенты и железнодорожники. Их неформальное отличие от остальных горожан перетекло и в советское время, дополнившись, как теперь сказали бы, корпоративной солидарностью.
180-квартиный дом, напоминающий размерами «Титаник», образцом ударного труда, пожалуй, и останется – исключительно мрачное здание. Странно, что его выбрали фоном для легендарного музея-поезда, в котором разместилась экспозиция об истории белгородского отделения ЮВЖД. Зато стоит дом на месте известной школы.
Встреченный нами бывший железнодорожник Алексей Степанович говорит, что здесь всегда было много украинцев.
На векаКак бы ни изощрялись современные строители в раскладке и яркости панелей (похоже, на Вокзальной это главный тренд в отделке фасадов), глаз упорно ищет старину. Мы переходим на чётную сторону, где сохранилось несколько потрёпанных временем невысоких домиков. Одноэтажный № 6, видимо, жилой. Вот куда бы напроситься в гости, но на стук никто не отзывается. Двухэтажки – № 12, 14, 16. Сергей Петров рассказывает, что под штукатуркой у них скрываются следы от пуль: во время войны им сильно досталось. Во дворах сохранились сарайчики интересной кладки из тёмного кирпича, который теперь называют английским. Камни гладкие, плотные, что называется, сделаны на века. Вот куда надо приводить на экскурсии будущих технологов, показывая «как надо» делать стройматериалы. Дворики немного дикие, увитые девичьим виноградом. Здесь даже густой уличный шум притихает – другой мир. Но это на наш, туристический взгляд, который отличается от аборигенского.
Дом № 6 на улице Вокзальной / Фото: Владимир Юрченко
Не знаем, как её успокоить. Хочется, чтобы достоял: мы из тех, кому старые кирпичики и трещинки – бальзам на душу. Как выясняется позже, по незнанию мы прошляпили интереснейший объект у дома № 10. До войны это был элитный двухэтажный дом, во дворе которого стоял фонтан, интересный как символ времени.
Тем не менее патриотам города его судьба была небезынтересна, и, когда несколько лет назад дом выкупили новые владельцы и стали надстраивать, на городских форумах развернулись страсти по поводу судьбы фонтана. И вот, новость: его не разрушили, он целёхонек, но за ограждением стройки, к сожалению, не виден. Фонтан, домики, сараи да водонапорная старинная башня за вокзалом – немногое, что осталось от архитектурного прошлого. Кров и стол
Около 1911 года на Вокзальной было как минимум две гостиницы: номера Доброродного и Небытова (на этом месте, в доме № 1, теперь находится региональное руководство Юго-Восточной железной дороги). Также для приезжих стояла будка «Квартирное бюро», где бесплатно можно было узнать о свободных номерах в городе. Сегодня её заменили «Букинг», «Авито» и другие сайты объявлений. Вживую же мы насчитали четыре гостиницы, в том числе один хостел. Из едален в путеводителе 1911 года Иван Кулегаев упоминал буфет при железнодорожном клубе (предположительно в доме № 12). Сегодня кафешек куда больше, но до славы «Золотого льва» им пока далеко. Владимир Юрченко решительно толкает одну из внутренних дверей в здании № 18 под вывеской «Пятёрочка». Стены толстенные, на потолках ручной работы люстры из меди и «ржавого» стекла.
Большой зал чист, пуст и тих, о бурном его прошлом ничего не напоминает. Приветливая работница разрешает осмотреться.
Внутри «Золотого льва» / Фото: Владимир Юрченко
Собирательный образ бывшей звезды общепита складывается такой: в 1970-е ресторан был первым и единственном в своём роде в этом районе. Именовался поначалу он «Южным», привлекая привокзальную шпану и савинских пацанов, известных своей разухабистостью.
Непритязательным сервис оставался многие годы, но музыканты здесь были одними из лучших в городе, считает Сергей Петров. В районе дома № 23 (видимо, там, где теперь кафе «Бублик») было ещё одно культовое место – бывший винно-водочный магазин, прозванный в народе «Ступеньки», который во время сухого закона в конце 1980-х считался мегапопулярным.
Свято место пусто…А вот то, что на Вокзальной был когда‑то храм, помнят немногие. Стоял он на пересечении Вокзальной и Петропавловской (позже – Литвинова, Белгородский проспект), отделяя слободу Савино от большого города. Построили храм в 1777 году на средства белгородских прихожан и освятили в честь Петра и Павла.
По фотографиям пытаемся представить величие и красоту Петропавловской церкви. Тихое было место, почти пустынное. Сравнивать его с гудящей клаксонами современностью – утопия. Поэтому напоследок просто обходим дворы, расположенные в конце Вокзальной.
Женщина не преувеличивает: выжженная трава на куцых газонах, полное отсутствие лавочек и десятки машин кого угодно лишат оптимизма. У соседнего, 28-го дома куда как веселее. Навстречу нам – старший по дому Николай Цапко. Во дворе зелено, ухоженно, цветисто.
На разговор выходит единомышленница Николая Давыдовича и активистка Алла Владимировна. Под накрапывающий дождь, прихрамывая, они идут в обязательный ежедневный обход вокруг дома: кто, кроме них, посмотрит за порядком? Мы бросаем прощальный взгляд на изображение огромного паровоза на торце дома напротив, который мчится вперёд, выпуская пары. Конечно, в светлое будущее, к новой, прекрасной жизни. Хочется верить, он достигнет его, не разрушив окончательно то, что создавали многие поколения жителей Вокзальной.
Николай Цапко / Фото: Владимир Юрченко
Ольга Бондарева |
|