![]() |
14.05.2025, 17:56 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ТАЙНА УСТЬЯ РЫБНОЙ20.06.2008, 13:18  Газета "Красноярский рабочий"
ТАЙНА УСТЬЯ РЫБНОЙ Газета «Красноярский рабочий» Виктор РЕШЕТЕНЬ В начале мая 1942 года жители Лебедёвки, располагающейся неподалёку от нынешнего Зеленогорска – одной из «закрытых» территорий Красноярского края, наблюдали за пролётом над деревней трёх военных самолётов, один из которых резко пошёл на снижение в сторону устья реки Рыбной. Чуть позже раздался взрыв. А несколько дней спустя местные рыбаки привезли в Лебедёвку раненого лётчика. Из рассказа пилота выяснилось, что самолёт, совершая вынужденную посадку из-за отказа двигателей, зацепил высокую гору и рухнул в воду на месте слияния Рыбной с Каном. Трое лётчиков погибли, а он каким-то чудом остался жив. Причём это было не первое падение счастливчика с небес. Сердобольные лебедёвцы накормили "сталинского сокола" и отправили в заозёрновский военкомат, а погибших товарищей похоронили на местном погосте в общей могиле. Шла война, и о трагедии в устье Рыбной вскоре забыли. Лишь расчёски, сделанные местными умельцами из самолётной "дюральки", ещё долго оставались немыми свидетелями аварии. А затем на берегу Кана началось строительство завода по производству оружейного урана и нового города, который вскоре поглотил маленькую деревушку. Стройка была не просто всесоюзного значения, а входила в особый разряд объектов, которые должны были создать систему ядерного щита державы. Поэтому первостроителям было не до разбирательств аварии самолёта, а у свидетелей трагедии и своего горя хватало. Ведь кровопролитная война закончилась совсем недавно. О падении самолёта вспомнили лишь в 80-е годы прошлого века. Но все попытки следопытов выяснить тип разбившегося самолёта и фамилии погибших натолкнулись на суровый отказ компетентных органов: "Сведения секретны". Не помогла и переписка с комдивом И. Мазуруком, которому в годы войны было поручено организовать переправку самолётов, получаемых по ленд-лизу из Америки и Англии, на фронт через Сибирь. К тому же АлСиб был создан в конце 1942 года, а трагедия в устье Рыбной произошла на полгода раньше. Поэтому до сих пор неясно, зачем пролетали над Каном самолёты. То ли пилоты перегоняли новенькие бомбардировщики Пе-2 с Иркутского авиазавода, то ли американские "бостоны", первые экземпляры которых союзники стали поставлять в начале войны? А может, это были транспортные самолёты, поскольку, по рассказам очевидцев, на месте падения нашли много карабинов. Одним словом, вопросов больше, чем ответов. И вот новый всплеск интереса к запутанной истории. Во второй половине июня к месту падения самолёта отправляется группа поисковиков во главе с учителем истории орловской школы N 165 Лидией Коршуновой. С Лидией Артёмовной мы встретились в школьном музее, который она возглавляет. Меня удивил тот факт, что учительница прекрасно разбирается в типах самолётов военных лет. Причём не только советских, но и заграничных. Оказалось, что она много лет занималась в аэроклубе, умеет водить самолёты и совершила немало прыжков с парашютом. Учитывая такой характер, легко понять, почему Лидия Артёмовна со своими учениками взялась за это трудное дело и вовлекла в орбиту поисков большой круг заинтересованных людей. 20 июня в водное путешествие по Кану к месту падения самолёта отправятся не только школьники, но и воспитанники местного кадетского корпуса, специалисты МЧС и аквалангисты, всего числом более 30 человек. Поисковики возьмут с собой металлоискатель, другие спецприборы. - У нас есть предположение, что основная часть самолёта при падении оказалась в воде, - рассказывает Лидия Артёмовна. - Если мы найдём хоть какие-то опознавательные знаки на деталях, можно будет определить тип самолёта. А это уже ниточка к установлению точной даты аварии и фамилий погибших лётчиков. Ведь в братской могиле до сих пор лежат безымянные герои. В случае неудачи есть ещё одна возможность восстановить историческую справедливость. У поисковиков есть сведения, что во время захоронения погибших пилотов на внутренней стороне крышки гроба химическим карандашом были написаны их имена и фамилии. Возможно, сохранились остатки одежды со знаками различия. В любом случае эксперты готовы даже по малейшим признакам разгадать многолетнюю тайну. Может, кто-нибудь из читателей что-то знает или слышал о падении самолёта весной 1942 года? Будем рады сообщить об этом зеленогорским поисковикам. Ведь любая весточка о трагедии дорогого стоит и может стать тем ключиком, который откроет многолетнюю тайну. Лидия Коршунова со своими единомышленниками так надеется на удачу, что уже сегодня не сомневается: 22 июня 2009 года город торжественно перезахоронит погибших лётчиков с полным указанием их фамилий и воинских званий. |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |