Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 19:40

Большие корабли для высоких гостей

















Министр обороны СССР Николай Булганин в гостях у североморцев крейсера «Александр Невский». 1954 год.
Фото из архива Олега Химаныча


Как правило, ими были либо флагманы флота, либо самые совершенные.

В номере «Вечернего Северодвинска» за 15 мая мы опубликовали исторический очерк «Агент 007» против «Орджоникидзе». Речь в нём о знаменитом визите высокой правительственной делегации СССР в Англию на борту балтийского крейсера «Орджоникидзе», а также о загадочном ЧП, которое произошло во время стоянки корабля в Портсмуте…

 
Признаться, несколько неожиданно для меня публикация о тех событиях весны 1956 года вызвала интерес у читателей (сужу по телефонным звонкам после опубликования материала). Были среди моих собеседников и бывшие моряки, кому в годы службы на флоте довелось принимать у себя высоких гостей. Собственно, так и родилась тема уже сегодняшней публикации об исторических личностях, посещавших экипажи боевых кораблей. Как правило, таких моряки, по обыкновению, вели на свои лучшие корабли, как правило крупные, флагманские. И здесь не стал исключением ни Северный флот, ни наш город. Это сейчас руководители высокого ранга обычно прибывают к нам авиацией - сначала самолётом в Талаги и уже оттуда вертолётом следуют в Северодвинск. А ведь было и по-другому. И коль скоро речь прежде всего о Краснознамённом Северном, то начнём мы, пожалуй, с его главной военной гавани в пятидесятых…

 
Год 1954. Николай Булганин
Напомню, Николай Булганин на тот час являлся министром обороны СССР. Весной 1954 года он посетил Северный флот. Тогда же и был сделан снимок, который мы представляем вашему вниманию. Он оказался в моём собрании благодаря знатоку российской старины и коллекционеру Александру Шанину. В самом низу снимка мелкими буковками пометка: «Фото И. Никишова». Что любопытно, присутствуют на снимке, по меньшей мере, три известных наших военачальника: в центре – упомянутый министр обороны СССР маршал Николай Булганин, по правую руку от него - главком ВМФ Союза Николай Кузнецов, по левую - командующий Северным флотом Андрей Чабаненко.

 
Определить, на каком именно из кораблей некто И. Никишов сделал этот исторический снимок, удалось не сразу. Сначала пришлось обратиться к архивам, а также к непосредственным свидетелям событий, которые, по большой удаче, нашлись и в Северодвинске, и в Архангельске. Уже у них, к слову, нашлись и многие другие фотографии того же дня, 11 мая 1954 года, в Североморске. По документам же удалось установить, что на день визита Николая Булганина в составе Северного флота состояли артиллерийские крейсера «Железняков», «Чапаев» (оба проекта 68) и «Александр Невский» (проект 68-бис), которые ранее все служили на Балтике. А самый новый из них - «Александр Невский» появился на рейде в феврале, то есть всего за два с половиной месяца до приезда Булганина. К тому же с 11 по 13 мая 1954 года, как указано в официальной хронике, крейсер «Александр Невский» под флагом министра обороны (!) в сопровождении крейсера «Железняков» и ещё одиннадцати эсминцев совершил переход из Североморска до Йоканьги и обратно. Таким образом, с большой долей вероятности именно на «Александре Невском» и была сделана фотография.

 
Правда, некоторые утверждают, что кораблём, который посещал министр обороны в тот день, мог быть ещё и крейсер «Мурманск», но по документам лёгкий крейсер «Мурманск» постройки завода №402 впервые прибыл в Североморск из нашего города 29 октября 1955 года, то есть более чем на 18 месяцев позже визита Николая Булганина на Северный флот.

 
Год 1962. Никита Хрущёв
Первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв прибыл в наш город на НОВЕЙШЕМ ракетном крейсере «Грозный» (проект 58). И было это в июле 1962 года. Немногие сегодня знают, что перед этим тогдашний руководитель нашей страны сначала посетил Мурманск, а затем, уже по пути к нам, завернул в Гремиху. И это было вовсе не случайно, а предусмотрено программой его визита на Север. Дело в том, что незадолго до появления «Грозного» в Гремихе туда же вернулась атомная подводная лодка К-3 (будущий «Ленинский комсомол») после своего первопроходческого похода подо льдами Арктики в район Северного полюса. Здесь Никита Сергеевич и сопровождавший его министр обороны Родион Яковлевич Малиновский приветствовали экипаж подлодки, вручили морякам награды и уже после всех церемоний направились в Белое море и в наш город.

 
Немного о самом крейсере, – право, он стоит того. «Грозный» открыл серию ракетных крейсеров 58-го проекта с противокорабельным оружием и даже был здесь головным. Но вот что любопытно: на стадии проектирования и даже немного позже такие корабли относили чуть ли не к разряду эсминцев. И только в июле 1962 года (!), то есть когда корабль совершал поход в Белом море и произвёл успешный пуск своих ракет, в учебном полигоне «на глазах у Н.С. Хрущёва» потопил судно-цель (бывший лидер эсминцев «Ленинград»), судьбу его окончательно решили – «Грозный» принялись классифицировать как крейсер с реактивным вооружением. Добавим: сначала хотели построить шестнадцать крейсеров проекта 58, но затем передумали и построили только четыре - по одному на каждый из советских флотов. 

 
В Северодвинске, как рассказывают, «Грозный» причалил к построечной набережной близ цеха №9 завода №402 (нынешний Севмаш). Фотографии данного крейсера, прибывшего в наш город, в моём собрании нет. Есть репортажные снимки, как Никиту Сергеевича встречают на причале, как ведут к цехам, как шагает он по цеху №50 вместе с директором предприятия Евгением Егоровым, как едут они по улицам города в открытом правительственном ЗИСе, наконец, как Хрущёв поднимается по трапу обратно на корабль, а вот самого крейсера нет. Разве что на дальнем плане снимка, на котором заводская девушка-комсомолка вручает Никите Сергеевичу букет цветов, в верхнем левом углу, можно различить часть надстройки «Грозного».

 
Отличник «Мурманск»
Однако чаще других в истории Северного флота советского периода на свою палубу принимал высоких гостей уже упоминавшийся лёгкий артиллерийский крейсер «Мурманск». О нём история особая уже потому, что построили его северодвинцы...

 
Таких крупных надводных кораблей, как крейсера проекта 68-бис, на заводе №402 никогда не строили. Своей мощью и горделивой статью они впечатляли и моряков, и самих корабелов. Сегодня, когда глядишь на фото крейсеров проекта 68-бис, не столько вспоминается детство, сколько уже с позиции взрослого человека размышляешь о времени, когда они строились. Оно не было лёгким, ведь после окончания войны прошли считанные годы. Но на всех верфях страны тогда кипела работа - новые корабли строили с энтузиазмом, впрочем, как и всё, что в ту пору создавалось коллективным трудом. В этом оптимистичном настрое людей присутствовала большая надежда, что впереди теперь иная жизнь, что к мрачному периоду сталинизма страна уже никогда не вернётся, что отныне всё будет справедливо, по совести и потому детям и внукам в жизни выпадет счастливый жребий. Иными словами, была вера, какой, пожалуй, нет сегодня. 

 
Два корабля проекта 68-бис - «Молотовск» и «Мурманск», которые сдал флоту завод №402, могут составить предмет гордости любой верфи. Именно они долгое время являлись лучшими в советском кораблестроении: радовали специалистов своей высокой скоростью и манёвренностью, превосходно держались на курсе даже в крепкий шторм, несли современную артиллерию и минно-торпедное вооружение. Незаурядные тактико-технические качества и красивый облик крейсеров предопределили и то, что в своё время именно им поручалось представлять нашу страну во время официальных визитов советского флота в зарубежные порты… 

 
«Мурманск» северодвинцы сдали флоту осенью 1955-го. Корабль прослужил на Северном флоте четыре десятка лет, был его флагманом, участвовал в «средиземках» в моменты международных конфликтов и вошёл в историю советских Вооружённых сил как лучший крейсер - не было таких высших почётных наград и призов в списках Министерства обороны, которыми не владел бы его экипаж! 

 
Год 1967. Леонид Брежнев, Алексей Косыгин
В тот день Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин приехали на Севмашпредприятие, где готовилась к сдаче флоту первая атомная подводная лодка К-137 – первый наш подводный ракетоносец второго поколения. Снимков в тот день было сделано немало, как представителями иногородних СМИ, Северного флота и Беломорской ВМБ, так и заводским фотографом Ю.И. Лавровым. Юрием Ивановичем главы нашей страны запечатлены и на территории предприятия, и на береговом дебаркадере, но мало кто знает, что поднялись они и на палубу крейсера «Мурманск», который специально прибыл в наш город. Вообще, любопытно: о том визите Брежнева и Косыгина в Северодвинск вроде бы и написано немало, и фотоснимков сделано предостаточно, в основном на территории Севмаша, а про посещение «Мурманска» практически ничего неизвестно.

 
Между тем снимки с крейсера сохранились в домашнем архиве контр-адмирала в отставке Евгения Александровича Скворцова, который тогда командовал «Мурманском». Он поделился ими со мной, когда шла работа над фотоальбомом «Город мой молодой», посвящённым 70-летию нашего Северодвинска. К слову, и сегодня это самое объёмное собрание фотографий по истории нашего города из вышедших в свет изданий… 

 
Сопровождал первых лиц нашего государства в той поездке тогдашний командующий Северным флотом Семён Семёнович Лобов –  на снимке он крайний слева. «Мурманск» командира Евгения Скворцова, думается, для посещения выбрали не случайно – он тогда считался лучшим кораблём Военно-морского флота СССР, хотя и не был флагманом североморцев, потому что в чисто военном отношении - по огневой мощи, скорости и средствам защиты - он, конечно, уступал новым ракетным крейсерам. Однако порядок на «Мурманске» был заведён и поддерживался такой, что не оценить его по достоинству было просто невозможно. 

 
Между прочим, в серии снимков Евгения Александровича Скворцова были и те, что сделаны на причале Беломорской военно-морской базы в тот день 1967 года. Запечатлены, например, посадка первых лиц государства на корабль, торжественное вручение памятных подарков лучшим морякам-беломорцам. Последнюю церемонию Брежнев, Косыгин и маршал Андрей Антонович Гречко (тогда он был министром обороны) провели прямо на причале. 

 
Генсек на «Акуле»
30 сентября 1987 года начался трехдневный рабочий визит Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва в Мурманскую область. С Раисой Максимовной, разумеется. Цель визита -  вручение городу Мурманску ордена Ленина и медали «Золотая звезда». За три дня, кроме областного центра, Михаил Сергеевич посетил Мончегорск и базу Северного флота – Североморск, где ему, конечно же, представили гордость моряков – тяжёлый стратегический подводный ракетоносец 941-го проекта, одну из лодок семейства «Акула» (по классификации НАТО – Typhoon). Расстаравшиеся моряки намеревались удивить Михаила Сергеевича масштабами и мощью этого самого большого в мире подводного корабля, построенного у нас на Севмашпредприятии. Однако, скорее всего, ожидаемого эффекта они не добились. Михаил Сергеевич с окружающими его высокими официальными лицами лишь потоптался на верхней палубе подлодки и в отсеки корабля спускаться не стал (трудно представить, как бы делала это его Раиса Максимовна).

 
Какие мысли бродили в голове у тогдашнего руководителя СССР в те минуты, неизвестно до сих пор. Однако совершенно точно - никто из всех остальных, запечатлённых фотографом на верхней палубе «Акулы» в тот осенний день, даже представить себе не мог, какой трагедией обернётся для нашей страны и её Военно-морского флота затеянная Михаилом Сергеевичем «перестройка». 

 
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Газета "Вечерний Северодвинск", 23-2019

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета