Владимирская пустынь, Владимирская церковь, Владимирская женская община.
Ни пустыни, ни церкви (стала церковью Преображения Господня), ни общины сегодня нет. Осталось название местности – Владимирская горка.
Так она выглядела в начале 1930-х годов. Ни крестов, ни куполов на полуразрушенной церкви, по погосту бродят козы и куры. В начале 1920-х годов эта местность в долине рек Сугутка и Трусиха получила еще одно название — Коммунальная слобода, и там, на базе плодоовощного совхоза и плодового питомника Наркомзема, начала работать Чебоксарская садово-огородническая школа, затем — техникум. Так что явно не деревенского вида одинокий прохожий — это, скорее всего, преподаватель техникума добирается до работы. А идти было неблизко, и транспорта никакого.
В эту глушь можно было добраться по улице с дореволюционным названием Нижнебасурманская, последовательно переименованной затем в улицу Каменева, Ворошилова и Баумана. Ни Кировского, ни Чапаевского поселков еще не было, нынешняя улица Богдана Хмельницкого если и была, то называлась Совхозной. И также из прошлого осталось здесь название Коммунальная слобода, но уже в виде улиц 1-й и 2-й, которые огибают Владимирскую горку.
В дальнейшем судьба церкви была предсказуема — каких только организаций в ней не побывало, но в 1991 году бывшая Владимирская церковь стала главным храмом Спасо-Преображенского женского монастыря. Кстати, в начале XX века в Чебоксарах насчитывалось тринадцать колоколен, и пять из них были шатровыми — это колокольни Введенского собора, Троицкого монастыря, Рождественской (зимней), Воскресенской и Владимирской церквей. Одна (Рождественская) утрачена безвозвратно, монастырская и Воскресенская восстановлены.
В общем, сейчас из них сохранилось только четыре, и все они шатровые.
ИНТЕРЕСНО
Почему-то считается, что в давние времена торговые и прочие суда поднимались по полноводной Чебоксарке аж до Владимирской горки. В 1926 году вода в Волге поднялась на 15 метров, но судоходным стало лишь устье речки. Выходит, когда-то уровень Волги был еще выше? Верится с трудом. Да, на всем протяжении Чебоксарка была местами полноводной, но это благодаря плотинам водяных мельниц, которых на речке было от шести до семи, – какое судоходство? Ладно, легенда на то и легенда – пусть будет. Надпись же на оборотной стороне первой фотографии вообще оставляем без комментариев: «Общий вид церкви Владимирской женской общины (женского монастыря), построенной на холме, натасканном в шапках солдатами татарского ханства».
Текст и обработка фотографии Владимира Трофимова
Рубрика «История в фотографиях» выходит в рамках проекта «Моя Чувашия — вместе строить, вместе жить!», посвященного подготовке к празднованию 550–летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области, популяризации знаний об истории, о сегодняшнем дне родного края и выпускаемого при поддержке Мининформполитики Чувашии.
30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.