Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 18:09

Смотри что хочешь. Чем белгородцам запомнилась эра видеомагнитофонов

«Белгородские известия» рассказывают, как видеомагнитофоны вошли в нашу жизнь

 

В конце 1980-х – начале 1990-х видики создали совершенно новый стиль жизни: люди толпились в видеосалонах, соседи ходили друг к другу смотреть фильмы, родители усаживали детей за мультики и спокойно занимались своими делами.



 

Километры лент

До появления видеомагнитофона в 1956 году на телевидении для сохранения телепередач использовали кинорегистраторы. Эти приборы были похож на старые видеопроекторы с двумя бобинами лент сверху. В 1954 году американские телекомпании для сохранения видео израсходовали плёнки больше, чем все студии Голливуда. 

Первую технологию сохранения видеоизображения на магнитной плёнке разработали в США в 1948 году, но и она оказалась мало пригодна для сохранения передач.

Разработчики могли не тратить столько времени впустую, если бы заинтересовались работой советского учёного Константина Исупова, который ещё в 1932 году предложил размещать дорожки не вдоль ленты, а поперёк неё.

За океаном об идее Исупова вспомнил бывший поручик Белой гвардии Александр Понятов, он же основатель компании Ampex и её главный инженер.

«Эмми» за прорыв

Русский изобретатель применил технологию советского коллеги и сделал первый в мире видеомагнитофон – VR-1000. Стоил аппарат фантастические 50 тыс. долларов, позволить его могли только крупные телерадиокомпании. Да и весил он около 500 кг. За технологический прорыв в области телевидения Ampex в 1957 году получила премию «Эмми» и на долгие годы стала мировым лидером отрасли.

Но до СССР эти видеомагнитофоны не дошли – до 1970 года в Штатах действовал запрет на поставки видеомагнитофонов Союзу: их могли использовать в военных целях (для записи сигналов радиолокаторов и космических запусков).

В Советском Союзе видеомагнитофоны стали разрабатывать в 1958-м, после встречи вице-президента США Ричарда Никсона и Никиты Хрущёва. Её записали на видеомагнитофон и подарили запись Никите Сергеевичу. Тот передал плёнку в Институт звукозаписи. В Ленинграде и Москве началась разработка отечественного видеомагнитофона.

20 февраля 1960 года по советскому телевидению впервые показали видеозапись эстрадного концерта. Тогда на новосибирском заводе точного оборудования началось серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1». Выпустили их 160 штук.

 

Золотые магнитофоны

Считается, что первый домашний видеомагнитофон сделала английская фирма Electric Valve Company. Их устройство Telcan представили в лондонской студии BBC 24 июня 1963 года. Максимальная запись длилась 20 минут, она шла на бобинах, а сам аппарат стоил около тысячи фунтов (в пересчёте по нынешнему курсу). Поэтому уже в следующем году их перестали продавать.

Советские же приборы этого периода «Малахит» и «Электроника» стоили около 2 тыс. рублей.

С середины 1970-х кассетные бытовые видеомагнитофоны стали появляться и в СССР. Их привозили из загранкомандировок. Первый же советский видеомагнитофон формата VCR «Спектр-203 Видео» стали выпускать во Львове в 1974-м. Потом были «Сатурн-505» и «Электроника-505», но стоили они тоже фантастически дорого – больше 2 тыс. рублей.

Видеобум в нашей стране начался в 1984 году, когда на прилавках появилась отечественная «Электроника ВМ-12» (советская версия японского Panasonic NV-2000) формата VHS. Хотя этот аппарат и стоил 1,2 тыс. рублей, в магазины за ним стояли огромные очереди.

«В Губкине первый видеомагнитофон появился в болгарском общежитии в кафе «Стекляшка». Там стоял видеомагнитофон формата «Бетамакс», квадратный. Стоил около 10 тыс. долларов. У меня в 1980-е была «Электроника ВМ-12», которая постоянно зажёвывала кассеты. Они стоили по 120 рублей, за ними я ездил в Москву к Леониду Володарскому. Брал четыре-пять видеокассет, накидывал на них 20 %, чтобы покрыть расходы и заработать. 120 рублей – это уже практически зарплата», – вспоминает владелец видеосалона в Губкине в 1988–1990 годах Сергей Гуляев.

За фильм – в тюрьму

В СССР хлынул поток иностранных фильмов на кассетах, которые порой стоили по 200 рублей (больше, чем зарплата обычного советского гражданина – прим. авт.), что привело к появлению в Уголовном кодексе статьи 228 «Об ответственности за распространение порнографии и культа жестокости».

Милиция по ночам устраивала рейды. Советское телевещание переставало работать в полночь, и патрули объезжали улицы, высматривая светящиеся синим окна.

 

«Поднимались на этаж, отключали свет, чтобы никто не смог достать кассету из видеомагнитофона, и стучались в дверь. Если в видике оказывалась порнография, то её владельцу грозило до трёх лет тюрьмы. За «Греческую смоковницу» и «Терминатора» одного старооскольца посадили на год или два. В Губкине таких случаев не было», – говорит Гуляев.

Кассетами обменивались, создавали что‑то типа общественных библиотек, вели списки, у кого какие фильмы есть.

«У меня в салоне показывали больше боевики, Джеки Чана, Брюса Ли. Я сам занимался десять лет карате, и мне было это интересно. Мальчишки приходили на эти фильмы. Цену уже не помню, что‑то около рубля. Обожаю старые боевики и Джеки Чана – там всегда добро побеждает и нет таких злодеев, которым хочется подражать, а главный герой – всегда положительный персонаж. Сейчас включаешь телевизор, а там повсюду безысходность», – сокрушается Гуляев.

Жертва прогресса

Только 7 апреля 1986 года Совет Министров СССР разрешил открывать официальные видеозалы и пункты проката кассет.

«Видеосалон – это зал мест на 30 с двумя телевизорами, самая широкая диагональ тогда была 61 см. Нужен был декодер из системы PAL в SECAM. Он стоил 250 рублей. Я лично с крышеванием видеосалона не сталкивался, но такие случаи были: заставляли людей платить, и они платили, чтобы у них ничего не сгорело. А потом, уже в начале 1990-х, видеомагнитофоны стали доступными, открывались видеопрокаты, и видеосалоны сошли на нет», – вспоминает Сергей Анатольевич.

Последнюю видеокассету выпустили в 2006 году, а последний видеомагнитофон сошёл с конвейера в июле 2016-го. Его выпустила японская фирма Funai Electric Company.

«Интересно было этим заниматься: мы увидели, как живут люди за железным занавесом. И я не согласен с тем, что видеомагнитофоны разрушили отечественную киноиндустрию. В других же странах не разрушили. Просто мы всегда идём каким‑то своим путём, а другие не идут, а просто живут», – считает Гуляев.

Теперь видеокассеты превратились в объект коллекционирования. Пока это хобби не на такой высокой волне, как собирание грампластинок, но всё к тому идёт. 

Александр Куликов


Как белгородцы покупали видеомагнитофоны

 

Виктор Мирошниченко, 62 года:

«О видеомагнитофоне я стал мечтать с того времени, когда посмотрел у своего товарища фильм «Большой босс» с Брюсом Ли. Мне сразу захотелось овладеть боевыми искусствами. Отточенные быстрые движения Брюса меня покорили. Перед тем как обратиться в школу боевых искусств, решил потренироваться самостоятельно. Двойной перелом голени со смещением я вспоминаю всю жизнь. А пока я сидел на больничном, отец купил видеомагнитофон. Не было бы счастья, да несчастье помогло».


 

Нина Гончарова, 56 лет:

«Ещё совсем юной девушкой-студенткой я оказалась на молодёжной стройке. По вечерам для развлечения мы ходили в клуб. Там в первый раз я увидела видеомагнитофон. В тот вечер как раз привезли новый фильм. Это был боевик, а мне нравились мелодрамы, поэтому я быстро уснула на плече рядом сидящего парня, как вскоре оказалось – моего будущего мужа. Спустя несколько лет, вспомнив эту историю, на годовщину совместной жизни мы решили приобрести свой первый видеомагнитофон, который храним до сих пор как память».


 

Роман Литвиненко, 32 года:

«Я завидовал соседским мальчишкам, которые богато жили. Мне приходилось с детства самому зарабатывать на жизнь, и я устроился на рынок торговать газетами по выходным. Потом стал собирать торговые палатки, иногда подрабатывал грузчиком. Вскоре рядом открылся видеосалон. При первой же возможности я спешил попасть на какой‑нибудь американский боевичок, всегда хотелось иметь свой собственный видеомагнитофон, даже стал торговать кассетами. Когда это случилось, моему счастью не было предела. А теперь у меня своя сеть бытовой техники».

Опрос провела Алёна Хлудеева

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета