Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 17:10

Два деда – две системы

Санта Клаус и Дед Мороз в борьбе за новогоднюю ёлку


 19 декабря всё прогрессивное христианское человечество отмечает День святого Николая.

А поговорить я хочу о выборе между Дедом Морозом и Санта Клаусом. До сих пор некоторыми россиянами Санта рассматривается как вражеский лазутчик, который пытается спихнуть нашего Деда Мороза с ледяного престола. А отечественного производителя радости и счастья надо защищать.

Николай Чудотворец рекламирует кока-колу 

Хотя я и патриот, но призываю вас: любите Санта Клауса, родные мои! Ведь это не кто иной, как святой Николай (Санта – святой, Клаус – Николай). А в фольклоре славян Николай Чудотворец – самый старший из святых и даже входит в Святую Троицу, которая, по народному поверью, состоит из Иисуса Христа, Богородицы и Николая-угодника.

Но почему святитель Николай превратился в рождественского Санта Клауса? Пояснить несложно.Он родился в римской провинции Ликия на территории нынешней Турции, затем стал епископом в городе Мира. Сейчас Мира носит турецкое название Демре, там сохранился древний храм, который носит имя Святителя Николая. На поклон сюда приезжают христиане всего мира (бывал там и я). 

Рассказывают, что во времена епископства Николая у одного из жителей Миры было три дочери. Горожанин едва сводил концы с концами, а тут ещё девчат замуж выдавай, готовь приданое. Невезучий отец впал в отчаяние. Но сердобольный епископ тайно подкинул в окно бедняка кошелёк с золотыми монетами на приданое первой дочери. Затем проделал то же и со второй дочерью, и с третьей. По другим сведениям, будущий святой сыпал монеты в трубу дымохода, и они падали в чулок, который сушился у огня. Легенды также повествуют о том, что епископ тайком клал пирожки на подоконники беднякам и монетки в их башмаки у дверей. Поэтому традицией стало на Рождество вешать для подарков чулки и башмачки. 

В X веке Чудотворец стал почитаться как покровитель детей. Ученикам церковно-приходской школы Кёльна в местном кафедральном соборе начали раздавать фрукты и выпечку на день святого Николая (6 декабря, 19 по новому стилю). Обычай распространился по другим германским городам и затем охватил всю Европу. Но тут грянула Реформация, протестантские проповедники запретили почитание святых. Тогда праздник передвинули на Рождество, а Николая-угодника назвали «Рождественским Дедом». Затем последовала Контрреформация, дед снова превратился в святого Николая, но подарки ребятишкам продолжали вручать на Рождество.

А Санта Клаусом Николай Чудотворец стал благодаря голландцам. В 1626 году несколько голландских кораблей пришли в Северную Америку. Их возглавлял фрегат Goede Vrove, нос которого украшала фигура святителя Николая. Голландцы основали поселение Новый Амстердам (нынешний Нью-Йорк) и перенесли Николая с корабля на главную площадь. Имя святого по-голландски звучало Синтаклаас. Позже оно превратилось в Санта Клауса. 

…а таким – Хэддон Сандблом.Английские колонисты были протестантами-пуританами и Рождество не отмечали. Однако в 1809 году американский писатель Вашингтон Ирвинг, рассказывая об истории Нью-Йорка, упомянул, что голландцы праздновали в Новом Амстердаме День святого Николая. А в 1822 году преподаватель Колумбийского университета Клемент Мур сочинил о Санта Клаусе, который дарит детям подарки, поэму «Ночь перед Рождеством» (не путать с Гоголем!). Её напечатала газета Sentinel. К середине XIX столетия милый дедушка стал любимцем американских ребятишек. 

Близкий нынешнему облик Санты создал во второй половине позапрошлого века художник Томас Наст. 

И всё же современный вид Санта Клаус обрёл лишь в 1931 году благодаря компании «Кока-кола», которая решила использовать Николая Чудотворца для рекламы. Создал рекламного Санту художник Хэддон Сандблом. Святой Николай и впрямь совершил чудо: доходы «Кока-колы» резко взлетели… 

Дед Мороз и Сталин

«Дед Мороз». Художник Виктор Васнецов, 1885.А вот родословная Деда Мороза связана с восточнославянскими языческими обрядами. Он представлялся древним славянам маленьким старичком с седой бородой, который бегает по полям да лесам и стуком вызывает трескучие морозы. А морозы и снежная зима сулили земледельцам хороший урожай. И старика Морозко, Студенца-Трескунца зимой надобно было задобрить. Обычай «кликанья мороза» сохранился и в христианской славянской традиции. «Морозку» приглашали на святочные трапезы – с Рождества до Крещения, угощали блинами да кутьёй. 

Православная церковь этих «языческих пережитков» не приветствовала. Со второй половины XIX века предпринимались попытки заставить Николая-угодника раздавать рождественские подарки ребятишкам по западному примеру – в образе дедушки Николая, который в начале ХХ века дюже смахивал на Санта Клауса.

Но языческий Морозко оказался популярнее христианского святителя и уже в первое десятилетие прошлого века превратился в Деда Мороза. 

Правда, отечественный дедушка вскоре попал в жернова большевизма. В антирелигиозном сборнике 1927 года читаем: «Эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». Так что в канун 1929 года Рождество стало рабочим днём, а ёлка попала под запрет как «дикарский поповский обычай». 

Однако запрет длился недолго. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка члена Президиума ЦИК СССР Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».Заметка небольшая, но она явилась приказом: «Везде должна быть детская елка!». 

А какая ёлка без Деда Мороза? И в январе 1937 года советский дедушка вместе со Снегурочкой одаряет детей в Доме Союзов. Правда, вифлеемскую звезду на ёлочной макушке заменяют красной пятиконечной, вместо Рождества советский дедушка раздаёт подарки на Новый год, от пузатого Санты Мороз отличается богатырским телосложением, на нём не короткий полушубок, а длинная шуба, вместо колпака с помпоном – шапка с меховой опушкой. Девятку рождественских оленей Санта Клауса заменила русская тройка, а эльфов Санты – внучка Снегурочка и внучок Новый год. 

Так ведь и сам Санта Клаус в этом смысле – не святой. Он тоже когда-то заменил подручных. Ведь в XIX веке Санта появлялся на Рождество в компании… ангела и чертёнка! Дедушка расспрашивал ребятишек, как они себя вели, чертёнок выступал обвинителем, ангелочек – защитником. Так что в качестве подарка малыш мог получить и розгу, обёрнутую в фольгу.

«А старичок-то – засланный», или Психологу пора к психиатру

Увы, нашему новогоднему дедушке, в отличие от Санты, катастрофически не везёт. Он снова стал жертвой политических интриг. В декабре 2015 года украинская Верховная Рада запретила Деда Мороза и Снегурочку… в рамках проекта декоммунизации! Прошлое этих москальских «засланцев» вызвало подозрения. Розмовляють по-русски, замечены в связях со сталинским режимом, возможно, даже причастны к организации голодомора. Короче, агенты НКВД, КГБ и ГРУ. Инициатором травли выступил тогдашний мэр Киева Виталий Кличко. Сомнительную российскую парочку заменили на святого Николая, Коляду и Студеницу. 

Дореволюционная рождественская открытка со святым Николаем.Впрочем, охота на «новогодних москалей» началась ещё при Януковиче, когда в 2013 году у станции киевского метро «Берестейская» активисты организации «Братство» повесили чучела деда Мороза и Снегурочки и развернули плакат: «Они хотят заменить нам святого Николая». 

Впрочем, не отстают и наши отечественные чиновники. В прошлом году Дедам Морозам запретили появляться в детских садах Новосибирска. Глава департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Анна Терешкова пояснила, что запрет связан с рекомендациями детских психологов: «Дети очень малы, и Дед Мороз для них непонятен – так поясняют эксперты. Поэтому в младшие группы можно звать только Снегурочку, но этого психологи не советуют». Что тут сказать?

Но никакие травли и интриги не помешают нам любить весёлых, милых, щедрых стариков. Нам равно близки и Никола в колпаке, и Морозко в шапке. Перефразируя пролетарского трибуна Владимира Маяковского:


Братья-близнецы… Но вот в чём вопрос:

Кого из них любить, которому кланяться?

Мы говорим – Санта Клаус, 

                подразумеваем Дед Мороз.

Мы говорим – Мороз, подразумеваем Клауса.

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета