06.12.2024, 11:37 |
Надежда Сидорова. Бесермянская берегиня17.12.2018, 03:15  «Известия Удмуртской Республики», г. Ижевск, Республика Удмуртия
О Надежде Сидоровой из села Юнда Балезинского района я впервые услышала в ижевском Доме дружбы народов. Вернувшаяся из поездки по бесермянским деревням член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Маргарита Лянге рассказала нам о Надежде, как о примере драйвера возрождения традиций бесермян в отдельно взятом селе. СПРАВКА Надежда Сидорова, 32 года. Бесермянка. Родилась и живёт в селе Юнда Балезинского района Удмуртии. Окончила Республиканский колледж культуры по специальности «Руководитель народного хора». Работает директором Юндинского дома культуры. Победительница конкурса «Бесермянка-2017». Замужем. Воспитывает трёх дочерей. Лично познакомиться с Надеждой Сидоровой мне удалось этим летом на бесермянском празднике Кырбан, проходившем в Юкаменском районе. Надежда привезла на Кырбан созданный ею три года назад в Юнде бесермянский ансамбль «Азвеськрезь» («Серебряный напев»), а также своего молодого односельчанина Ивана Урасинова для участия в проходившем на празднике конкурсе «Бесермянин-2018». «Он победит. Без вариантов! В прошлом году я победила здесь в конкурсе «Бесермянка года», сейчас должен победить наш Ваня! Победа достанется Юнде», - сразу же сказала мне Надежда. И оказалась права: по итогам всех этапов конкурса Иван Урасинов был признан «Бесермянином-2018». На каждом этапе его активнее всех поддерживала Надежда - неутомимый драйвер бесермянского движения Юнды. А параллельно успевала петь и танцевать со своим ансамблем, обсуждать новые проекты с руководством Общества бесермянского народа в Удмуртской Республике, общаться и веселиться, создавая вокруг себя праздник. Надежда Сидорова родилась и выросла в Юнде, в бесермянской семье. -В советские годы в нашей деревне говорить о бесермянах запрещалось, - рассказывает Надежда. - В школе учителя наставляли: не произносите здесь своих бесермянских слов. В ходе переписи заставляли всех записаться удмуртами. Поэтому мы, как народ, многое утеряли. Но в родительской семье жили по-бесермянски, хотя и не придавали этому какого-то особого значения. Каждый праздник отмечали по народной традиции, делали жертвоприношение. На Ильин день резали барана.Помню, как бабушка пела крези, до сих пор в ушах звучит её голос. Так, как пели наши бабушка, мы уже не споём. Мироощущение другое. Я всегда знала, что я бесермянка, что мой народ вымирает. Но не знала куда двигаться, чтобы помочь своему народу. Понимание пришло после учёбы в Республиканском колледже культуры. Сейчас Надежда работает директором Юндинского дома культуры, руководит бесермянским фольклорным ансамблем «Азвеськрезь». В ансамбле в основном возрастные участницы, так что их смело можно назвать «Юндинские бабушки». Но одной из своих главных задач Надежда Сидорова считает вовлечение в бесермянскую культуру детей и молодёжи. -Если не будет национального самосознания у детей, мы просто вымрем, - говорит Надежда. - Мы ищем детский фольклор, танцы, загадки, обряды и даже создаём свой, потому что детского бесермянского фольклора сохранилось очень мало.Работаем со школьниками в рамках турмаршрута «По забытым тропам бесермян». Через детей вовлекаем в бесермянскую культуру и их родителей. Потому что ребёнок, придя домой, обязательно расскажет, чем занимался, что нового узнал. У нас есть детский фольклорный коллектив, где занимаются и мои дочери. Дочки знают, что они бесермянки, и гордятся этим. Даже младшая, пятилетняя Влада отстаивала свою принадлежность к нашей национальности, когда в детсаду ей сказали, что она удмуртка. У меня и муж, хотя он русский, уже вовлечён в бесермянскую культуру и говорит: «Я -бесермянин». Сначала брыкался, а сейчас гордится. Изучали его родословную, оказалось, у него бабушка из бесермянской деревни. Вся семья поддерживала меня, когда в прошлом году я участвовала в конкурсе «Бесермянка-2017». Вместе и победили. В конце июля Надежда Сидорова вместе со своим ансамблем «Азвеськрезь» приняла участие в празднике Гербер, впервые прошедшем в Санкт-Петербурге. -На Гербере мы выступили с 15-минутной бесермянской программой, - рассказывает Надежда. - И все три дня, проведённые в Питере, ходили по городу в бесермянских костюмах. На нас много обращали внимания, кто-то говорил: «Бурановские бабушки», кто-то путал нас с марийцами. Мы всем рассказывали, кто такие бесермяне. А когда поехали на экскурсию в Петергоф, то даже устроили там импровизированный концерт на берегу Финского залива, настолько большой был к нам интерес со стороны российских и зарубежных туристов. Благодаря поездке в Санкт-Петербург у нас появилось очень много новых друзей. В истории происхождения бесермян до сих пор много загадок. Народ близок как к финно-угорской, так и к тюркской культурам. Поэтому в прошлом году Надежда Сидорова вместе со своим ансамблем была приглашена на фестиваль «Тюрки России» в Чувашию. -В Чувашии нам доказывали, что мы - тюрки, так как в национальных костюмах много схожего, - рассказывает Надежда. - С другой стороны, к нам в Юнду приезжал один немец - эксперт в этнографии, он, наоборот, доказывал, что мы финно-угры. Версий, откуда пошли бесермяне, много. Я считаю, что мы отдельная, полноценная национальность. Я даже завела свой словарик, куда записываю бесермянские слова, не созвучные ни с удмуртскими, ни с татарскими. И таких слов очень много. Надежда Сидорова считает, что для сохранения бесермянского народа нужно прежде всего возрождать традиции в семье: - Другого пути нет. Если в семье не говорят на бесермянском языке и о бесермянах, то ребёнок не будет чувствовать себя частью нашего народа. Сейчас у нас в приоритете создание своей молодёжной бесермянской общественной организации, чтобы была связь поколений. Документы уже готовим. У нас при Доме культуры есть молодёжный клуб, и ребята приносят туда предметы быта бесермян, хотят создать небольшой музей. Сложнее работать с поколением 35-летних, у которых обесценено чувство патриотизма, всё заменил прагматизм. Они говорят: «Я знаю, что я бесермянин. А что мне это даёт?»А я считаю, что каждый из нашего малочисленного народа должен быть ответственен за бесермянскую культуру. Для меня любовь к нации, как воздух. И я надеюсь, что таких, как я, много, и если мы вместе возьмёмся за дело, то сможем сохранить наследие бесермян, сохранить свой народ. ФАКТ Бесермяне - единственный коренной малочисленный народ Удмуртии. Язык и культура бесермян уникальны, они имеют черты, характерные как для финно-угорских, так и для тюркских народов. По данным переписи 2010 года, в России насчитывается 2201 бесермянин. Большинство из них живут на севере Удмуртии, где сохранилось 11 бесермянских деревень. Автор: Татьяна Снегирёва |
|