Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 12:34

Новый уровень «смоленской «Третьяковки»

 
Если бы мы занимались составлением рейтингов, то «культурным прорывом» региона этого года назвали бы то, что область впервые получила грант благотворительного фонда Владимира Потанина. Программа «Меняющийся музей в меняющемся мире» помогла не только Смоленску, но и маленькой галерее в духовщинском селе.

Эта программа славится тем, что выделяет деньги только на креативные и интерактивные проекты. Сумма гранта небольшая - 600 тысяч рублей. Но на эти деньги были отреставрированы работы известного советского художника Андрея Сашина, создан электронный каталог, организована выставка и проведены акции.

 
vJg0vhu5TTk.jpg
 
Предыстория
В 1959 году художник, родившийся и выросший в маленькой деревне Духовщинского района, решает передать свои картины малой родине. Через два года в селе Пречистое открывается первая сельская галерея и почти сразу получает звание «смоленской «Третьяковки».
- В дар музею Андрей Тимофеевич передал более 40 своих работ, - вспоминает ученик Сашина, художник Владимир Лавренов. - Самая большая картина - «Челюскинцы». Она была огромная, не влезала ни в одну машину. Поэтому ее привезли в рулоне - так она хранилась в мастерской автора. Андрей Тимофеевич попросил, чтобы я с товарищем очистил холст от пыли. Мы развернули картину на лугу перед зданием музея. Она была покрыта трещинами, Андрей Тимофеевич отреставрировал ее и поместил в экспозицию. Первоначально картина находилась в фондах Музея Арктики.
Еще часть работ позже «приехала» в Смоленск - в музей-заповедник. Кем же был Андрей Сашин? Учеником знаменитых художников русского авангарда Павла Филонова и Кузьмы Петрова-Водкина. В середине 1930-х годов официальная критика осудила художественные принципы Филонова. Андрей Сашин разрезал свои работы на части, а на обороте рисовал уже новые картины - «идеологические». Спустя много лет мы с вами можем заглянуть «по ту сторону» искусства...
WRhX_T9Fcro.jpg
 
Тайна одного портрета
- Мы несколько лет подавали документы на этот грант. В первую очередь хотели исследовать коллекции Тенишевой, но нам отвечали отказами, - вспоминает главный хранитель Смоленского музея-заповедника, а по совместительству руководитель проекта Антонина Полулях. - Зато творчество Сашина вызвало интерес. Нам сказали: «У вас хороший музейный проект, но как он может быть полезен обществу? Кому это нужно кроме специалистов и интеллигенции?» Пришлось доказывать. Плюс мы решили, что над проектом будут работать три учреждения: сельский музей - в Пречистом, областной - в Смоленске и федеральный - Русский музей в Петербурге.
С Антониной Ивановной мы гуляем по выставке. На стенах в золоченых рамах - картины художника Сашина. Часть из них - из Пречистого. После выставки они вернутся домой.
- Смотрите, это «Ленин среди рыбаков». Хотите взглянуть, что на обороте? - Антонина Ивановна аккуратно переворачивает картину. - На другой стороне - композиция «Жницы»: две крестьянки срезают серпами пшеницу. Или вот портрет Кирова. А на обороте, скорее всего, город Нежин под Петроградом…
Много чего здесь нарисовано на кусочках картины 1931 года. После разгрома художественных принципов Филонова Сашин просто разрезал свое полотно. Представляете, каким красивым оно было, если даже один фрагмент такой сочный!..
Выставка картин Андрея Сашина в Историческом музее Смоленска – это финальный аккорд работы над проектом. Их не только можно смотреть на стенах, но и переворачивать. Или собирать из больших кубиков. Или даже «примерить» картонный наряд для спектакля «Ревизор», сделанный по эскизам Сашина.
- А вот это моя любимая картина.
Антонина Ивановна застывает перед полотном «Цветы». Я отхожу подальше, чтобы его рассмотреть.
- Мне кажется, что это абстракция…
- Да нет же, живой пейзаж! Иван-чай, бабочки… Просто картина создана по филоновскому принципу: чтобы «прочувствовать» язык предмета, нужно показать атомы внутри него… То есть из кубиков сложить изображение.
С другой стены на меня пристально «смотрит» человек в рабочей одежде.
- Перед вами инициатор Дня индустриализации гражданин Слободчиков, - голосом гида продолжает Антонина Ивановна. - Картина долгое время находилась в нашей Художественной галерее, и только в этом году нам стало известно, кто же на ней изображен. Обратите внимание, за спиной у него, за стеклом, располагается цех, а там толпа. Среди людей узнаете кого-нибудь?
- Тоже Слободчиков!
- Интересно, правда? Это иконописный принцип, когда человек существует вне времени: и там, и здесь.
fkPcxwXp0RY.jpg
 
Снится сон…
За этот год с помощью грантовой поддержки отреставрировано 48 картин – для Смоленского музея-заповедника это рекорд. А для Пречистенской галереи (работы из нее тоже попали в список картин-счастливчиков) - мечта, ставшая явью.
- Когда я работала над картинами Андрея Сашина, мне снились сны, - рассказывает художник-реставратор масляной живописи Ольга Пигасова. - Первый сон - встреча с художником. Я пыталась добиться от Сашина точных датировок и названий работ, которые попали ко мне на реставрацию. Очень хотелось узнать побольше о картине «В сельсовете» - действительно ли это фрагмент его дипломной работы или нет. Художник отвечал уклончиво, но выразил желание присутствовать при реставрации. Потом было еще несколько снов: картины в них терялись, подрамники ломались или не подходили по размеру. Вот так вместе с Сашиным мы и работали…
СКАЗАНО
- Андрей Сашин – прекрасный живописец с тонким чувством цвета, - считает старший научный сотрудник отдела рисунка Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге Людмила Вострецова. - Достаточно взглянуть на его этюды - какие там переливы! Надеемся, время художника Сашина пришло. Весной прошлого года на выставке «До востребования. Коллекции русского авангарда из русских музеев» можно было увидеть картину «Дети» Сашина. Это тоже маленький шаг к выходу из забвения.
ЦИФРА
428 заявок поступило на конкурс в 2017 году со всей страны. Экспертный совет выбрал 19 победителей, в их числе Смоленскую область.
JVm576Z3RP0.jpg
 
«Селфи с Сашиным»
Так называлась одна из акций, которую придумали смоленские музеи. В апреле этого года нужно было посетить галерею в Пречистом, сделать селфи с автопортретом художника и получить за это… ваучер на бесплатное посещение всех отделов Смоленского музея-заповедника в ноябре. В акции приняло участие несколько десятков человек.
Выставка работ Андрея Сашина продлится в Историческом музее Смоленска (ул. Ленина, 8) до конца 2018 года.
 

Автор: Мария Демочкина

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета