Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 10:35

Как варган изменил судьбу, или Чему можно научиться на ходулях

 
Жизнь вне интернета
«Знание истинно русских традиций и культуры не может противопоставить человека людям других национальностей, а, наоборот, объединяет тебя со всем миром», – убеждён музыкант и народный мастер Валерий Дьяченко. Двадцать лет назад он бросил прибыльную работу и решил пойти по пути, к которому его звала душа – стал изготавливать народные инструменты и играть на них.
Ольга СЕМЁНОВА

с.Белогорье, Подгоренский район
От африканских барабанов к русской жалейке
Родом Валерий из Белгородской области, в Старом Осколе учился на радиотелемастера. Потом занялся наружной рекламой, как и многие современные люди, поддавшись на внушение, что счастье и материальный успех – одно и то же, старался заработать побольше.

– И знаете, у меня по деньгам неплохо получалось, – вспоминает Валерий Дьяченко , – только особой радости эта работа не приносила.

Душевный кризис привёл к тому, что однажды, бросив всё, молодой и тогда ещё одинокий мужчина уехал в Крым. Всё лето прожил в палатке на берегу моря, пытаясь понять: «Как быть дальше?». Заставить себя вернуться к привычному образу жизни он уже не мог. И вдруг однажды случайно Валера увидел группу парней, они играли на барабанах, сделанных из глины и кожи козы.

Валерий Дьяченко часто участвует в выставках мастеров,
возрождающих традиционные русские ремёсла.
Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.
– Музыкой я всегда увлекался, в школьном ансамбле на гитаре играл, – рассказывает Валерий. – Но тут звук меня просто зачаровал. Захотелось самому слепить такой глиняный барабан. Сделал специальную печку для обжига. Получилось. Потом от барабанов перешёл к посуде.

Валерий настолько освоил гончарное искусство, что даже стал обучать ему желающих в Центре занятости Старого Оскола, но вскоре интерес к музыке все же пересилил. С тех пор основным занятием для мастера, несколько лет назад переехавшего в Воронежскую область, стало изготовление народных инструментов. За два десятилетия он освоил принципы изготовления более ста инструментов разных народов мира – смычковых, духовых, струнных, в их числе есть и древнерусские, как гусли, жалейка, гудок, варган.

– К сожалению, не многие сейчас знают даже правильное значение этих названий. Например, гудок, это вовсе не какая-то свистулька, а русская скрипка – один из музыкальных инструментов шутов и скоморохов. Она более простая, чем итальянская, играть на ней можно, просто держа на весу. Поэтому известное выражение: «Хорошо мы вчера погудели», означает не пьяное гульбище, а веселье с музыкой скрипки-гудка, – объясняет мастер, который преподает в Воронежском областном центре народного творчества русскую музыкальную традицию.

Среди тех, кто приобретает у Валерия Дьяченко музыкальные инструменты, самые разные люди, в том числе и иностранцы, увлечённые русской культурой. Например, недавно он по почте отправил два варгана в Голландию, а чуть позже встретился в Воронеже с жителем Великобритании, который заказывал ему колесную лиру.
Гармония детских игр
Ассоциирующийся у большинства с шаманскими традициями якутов и бурятов варган, по словам Валерия Дьяченко, тоже исконно русский музыкальный инструмент. Освоить азы игры на варгане не сложно, поэтому в последнее время он стал особо популярен. «Но те, кто решился взять в руки этот инструмент, должны осознавать, что у человека, начавшего играть на варгане, меняется судьба, настолько мощную вибрацию он создаёт», – считает мастер.
За два десятилетия он освоил принципы изготовления более ста инструментов разных народов мира – смычковых, духовых, струнных, в их числе есть и древнерусские, как гусли, жалейка, гудок, варган
С этим мнением можно соглашаться или нет, но в жизни как минимум одного человека такое изменение действительно произошло. Со своей супругой Натальей Валерий познакомился именно тогда, когда она покупала у него варган для знакомых. Девушку заинтересовал необычный инструмент, она захотела научиться игре на нём. Теперь биолог по профессии, она работает «просто женой», сменив жизнь в большом городе на красоты старинного села Белогорья. Супруги часто вместе выступают на музыкальных фестивалях (кстати, у Дьяченко целых три русских этнографических ансамбля – «ДоброСтепь», женский «Тюри-тюри» и детский «Гудоня») и воспитывают дочь Нели. Для девочки старинные русские народные игры стали неотъемлемой частью её детской жизни.

– Сегодня практически все игры для детей нацелены на развитие логики и формирование лидерских качеств, как будто бы быть суперменом – самое главное. А ведь гораздо важнее, чтобы ребёнок рос счастливой, гармонично развитой личностью, – говорит Валерий.

Кроме прочего, он занимается с детьми, обучая их тем играм, в которые издревле играли их сверстники на Руси. Например, учит, как ходить на ходулях.

– Когда ребёнок встаёт на ходули – это не просто обычная физическая нагрузка, в которой задействована определённая группа мышц, но и своеобразный психологический тренинг, – рассказывает Валерий Дьяченко. – Знаете, есть такие «крутые» подростки, которые привыкли всё держать под своим жёстким контролем. Когда они встают на ходули, центр тяжести смещается, рушится привычное для них равновесие мира, они утрачивают своё псведолидерство. Им нужно отпустить себя внутри и перестать относиться к окружающему миру, как к объекту завоевания, только тогда всё получится.

Ещё одна старинная детская игра – кубарь.

– Это такой деревянный волчок, который нужно подстегивать специальной плёточкой, чтобы он катился в нужном направлении, – поясняет Валерий Дьяченко. – Простая игра учит ребёнка одновременно и математической логике – важно правильно рассчитать удар, и терпению. Кроме того, есть игры на развитие дикции – различные скороговорки, кричалки. А еще народные танцы, которые учат малышей свободно выражать себя, а подросткам помогают сформировать их мужские и женские качества.
К сокровенному «я»
Валерий Дьяченко с большим уважением относится к классической музыке, считает, что она развивает человека, помогая ему подняться к высотам эмоциональных переживаний. Но всё же, по его мнению, даже лучшие образцы классики обращены, в первую очередь, к уму и чувствам слушателей, и только народная музыка помогает человеку спуститься в глубину своего сердца, к сокровенному «я».

– Заметьте, вся подлинная народная музыка, русская или какая-то другая, я не имею в виду то, что обычно звучит на концертах, монотонна. Такая монотонность позволяет человеку погрузиться в самого себя, соприкоснуться со своей душой и ощутить себя «здесь и сейчас», – говорит народный мастер. – Поэтому и древние музыкальные инструменты, и принцип игры на них схожи у разных народов. Просто каждый выражает себя в этой музыке по-своему. И чем больше ты узнаешь традиции своего народа, тем лучше понимаешь, как много у них общего с культурой людей других национальностей. Когда ты возвращаешься к истинно народным истокам, ты не можешь стать националистом, наоборот, ты ощущаешь своё единство со всем миром.
Источник: газета «Коммуна» | № 92 (26839) | Вторник, 27 ноября 2018 года

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета