Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

28.03.2024, 23:28

Ставить ли республике «зачет» по доступной среде?

 

Прогулка с препятствиями

Тактильная плитка и пандусы, специальные парковочные места и подъемники, удобные санитарно-гигиенические комнаты и приспособленные для передвижения инвалидов места приема граждан — с 2014 года все это начало появляться в библиотеках, больницах, клубах, спортивных и других учреждениях Чувашии. Именно с этой даты в республике стартовала программа «Доступная среда», началась адаптация социальных объектов для обслуживания лиц с ограниченными возможностями. Но стала ли жизнь в регионе комфортнее для инвалидов? Это в «СЧ» решили выяснить у наших главных экспертов, прогулявшись с ними по Чебоксарам.

Внимание и слух

Час пик. Центр города. Остановка «Дом мод». Из маршрутки навстречу мне с белой тростью в руках выходит незрячий с детства Дмитрий Ластухин. Он сразу находит на тротуаре желтенькую тактильную дорожку для слепых, обозначающую направление движения, и смело шагает вперед. Вопреки ожиданиям, люди не спешат пропустить незрячего — на многолюдной остановке его почти никто не замечает. Вот мимо несется студент, и избежать столкновения помогает только реакция Димы: ориентируясь на слух, он тормозит, пропуская бегуна.

Дорожка приводит нас к перекрестку. Без проблем пересекаем проезжую часть, ориентируясь на светофор со звуковым сопровождением, прислушиваясь к движению толпы и шелесту шин. Дальнейший путь по Президентскому бульвару Дмитрию незнаком, поэтому он включает навигатор, встроенный в смартфон. Теперь дорогу ему подсказывает женский голос в наушниках.

Кстати

Город подскажет дорогу

В Санкт-Петербурге в помощь незрячим внедрена система ориентирования «Говорящий город». Специальный радиоинформатор у входа в общественный транспорт через считывающее устройство сообщает номер маршрута, направление движения, состояние дверей. Подобные информаторы размещены также на аптеках, объектах культуры и других зданиях, на открытых пространствах.
Сегодня системой «Говорящий город» оснащены 593 автобуса, все станции метро, а также 95% трамваев и троллейбусов Северной столицы. Гораздо меньшее количество транспорта оборудовано в Краснодарском крае, Улан-Удэ, Ростове-на-Дону, в Крыму.

Белая трость постоянно уводит своего обладателя вправо, как я ни пытаюсь прокладывать наш путь посередине тротуара. Мужчина объясняет, что он ориентируется в пространстве, ведя тростью вдоль бордюрного камня по правую руку. Пока я удивляюсь новой для меня функции бордюра, Дмитрий с подсказки навигатора комментирует дорогу: «Сейчас слева от нас филармония, а впереди — кукольный театр».

Сложности начинаются у педуниверситета, где мы хотим свернуть налево, к Многофункциональному центру. На нашей стороне дороги попросту нет тротуара, который Дмитрий старательно ищет при помощи той же трости. Подсказываю, что тротуар есть на другой стороне.

Указатель для незрячего

У МФЦ на всякий случай предупреждаю о ступеньках, но прошу самостоятельно найти вход в здание. «Странно, закрыто», — дернув дверь, удивляется мой попутчик, а я говорю, что рядом есть еще одна. Мы проходим здание насквозь, и Дмитрий комментирует: в новые места один он старается не ходить, да и вообще на полу в таких учреждениях должны быть указатели движения.

Выйдя с парадной стороны здания, лавируем между многочисленными машинами. Когда пересекаем дорогу, мужчина объясняет: на пешеходном переходе нужно приподнимать трость, и по правилам автомобилисты должны пропустить ее хозяина. Но нужно иметь в виду, не каждый водитель знаком с подобными тонкостями. Между тем мы движемся к улице Карла Маркса, и даже я, зрячая, не сразу нахожу за припаркованными автомобилями тротуар. Он есть, но сильно разрушен.

По словам моего попутчика, в центре Чебоксар его все устраивает, а вот на окраине города и в родном Новочебоксарске тротуары нередко разбиты, пандусы отсутствуют. Не везде есть и звуковые светофоры.

Когда тактильная плитка только появилась на улицах города, ее часто укладывали неправильно. И в итоге вымощенная такой плиткой дорожка могла привести незрячего, к примеру, к клумбе. Теперь проблем с этим нет, говорит Дмитрий Ластухин.

Банки, почтовые отделения и другие общественные здания сегодня часто оборудованы въездами для колясочников. А вот о незрячих, говорит Дмитрий, подобная забота (в виде той же тактильной плитки на полу) встречается очень редко.

И даже если где-то на стене висит табличка с названием учреждения, отпечатанная специальным объемным шрифтом Брайля, ее еще надо нащупать! Именно поэтому люди с проблемами зрения предпочитают пользоваться достижениями цивилизации и банковские операции проводить онлайн. Там же, в Интернете, совершать покупки, а посылки получать с курьером.

Но главная головная боль для незрячих — нумерация транспорта. Узнать маршрут подъехавшего автобуса бывает непросто, особенно поутру, — все спешат на работу! Хорошо бы в Чебоксарах, мечтает Дмитрий, внедрили систему ориентирования «Говорящий город», как в Санкт-Петербурге…

«Главное — иметь холодную голову»

Помогли бы слепым и курсы ориентировки в пространстве, но системного обучения в столице Чувашии попросту нет. Сам Дима тщательно планирует маршрут перед выходом на улицу и каждую прогулку считает почти героическим поступком. Ведь можно провалиться в люк канализации (было и такое, спасли сильные руки) или попасть под машину (моего собеседника за жизнь сбивали «всего» дважды, а его знакомых — по четыре-пять раз). Можно, в конце концов, и просто заблудиться, однажды он потерялся в метель, а сугробы только ухудшили ситуацию. Выручили тогда холодная голова и навигатор.

«Я ценю независимость, дорогу стараюсь без необходимости не спрашивать», — говорит Дмитрий. Но все же соглашается, чтобы я проводила его до остановки. Сажаю мужчину на маршрутку до Новочебоксарска. Не успевает он сесть, как водитель, прекрасно видевший белую трость, дает по газам. Позже мой герой звонит: «Я в порядке. Добрался»…

Сильные руки

С Сергеем Воробьевым договариваемся встретиться у его квартиры в новоюжном районе Чебоксар. Зайдя в подъезд, ахаю: он уже сидит на своей коляске перед лестницей, ведущей с первого этажа к выходу. Переживаю: «Давно ждете?» Он уверяет, что нет, говорит, давно привык так караулить соседей, минут по десять-пятнадцать.

В ожидании помощи обсуждаем пандус. На этой лесенке устанавливать его нет смысла, все равно получится очень крутой съезд и понадобится помощь посторонних, заверяет Сергей. А вот чтобы спуститься на тротуар с приступка перед подъездной дверью, специальный съезд нужен. Этим летом в ближайших домах появилось сразу несколько подобных пандусов, но Сергея такая модернизация обошла стороной, все потому, что он прописан в другом месте. Впрочем, переезд из Южного поселка шесть лет назад для колясочника все равно стал улучшением качества жизни, о частном секторе, где он жил, вспоминаются лишь грязь да отсутствие асфальта.

Наконец, из лифта выходит мужчина и спускает колясочника сначала по лесенке, а затем с того самого приступка перед подъездной дверью. На улице Сергей почти сразу съезжает с тротуара на дорогу. Говорит, проезжая часть ровнее, да и не на всякий тротуар вообще можно заехать. Мою помощь он отвергает, мол, руки сильные, справится и сам.

В тему

Плюс десять!

На республиканскую программу «Доступная среда» за четыре года ее действия из бюджетов всех уровней было выделено больше 520 млн руб. За это время адаптировано под пользование людьми с ограниченными возможностями 75 объектов социальной инфраструктуры.
В этом году, сообщили в Минтруде республики, преобразятся еще десять объектов, в том числе Шумерлинский и Батыревский центры социального обслуживания населения, чебоксарские горбольница № 2 и спортшкола № 3, две столичные библиотеки (Национальная и имени Гайдара)… Сумма финансирования — 13,1 млн руб.
В 2019-2035 годах на создание доступной среды в регионе планируется потратить 888 млн руб.

Добираемся до ближайшего магазина: здесь широкий пологий пандус, отсутствует порожек. Пожалуй, сгонять за хлебом сюда можно без проблем. Зачет!

Дальше идем по внутриквартальной дороге в сторону «Микрохирургии глаза», мимо со свистом пролетают машины. Я жмусь со страху к обочине, а Сергей сохраняет спокойствие: «Какой смысл переживать, если ничего не изменить!» Добираемся до перекрестка с проспектом Тракторостроителей и без труда пересекаем пешеходный переход. Прежде для этого приходилось делать небольшой крюк у остановки, но после недавнего ремонта улицы путь значительно облегчился.

Доходим до следующего перехода у «Шупашкара», Сергей снова доволен — в ходе того же ремонта в необходимых местах бордюры убрали, спуски и подъемы сделали плавными. Лишь в одном месте строители не рассчитали градус наклона, и мне приходится придерживать коляску, чтобы ее хозяин «не полетел».

«Ну-ка протестирую!» — потирает руки мой попутчик, добравшись до сквера у Кадетского корпуса. Новое городское пространство тоже получает «зачет» — каждый спуск максимально плавен, всюду можно проехать на коляске: «Сюда я смогу приехать и один». У нас не получается добраться лишь к одной из площадок — ведущие к ней дорожки засыпаны щебнем. В нем колеса коляски вязнут, как в песке. При этом мой спутник вспоминает другой парк, «Амазонию». Там, по его словам, человеку на коляске делать нечего — сплошные перепады высот.

Обратно к дому пробуем дойти уже по тротуарам. И тут я начинаю понимать выбор своего собеседника. При каждом пересечении пешеходного пути с дорогой приходится сначала спускаться вниз, а потом подниматься наверх. Большинство спусков к проезжей части при этом так круты, что даже при моей поддержке Сергей рискует упасть. Да и качество покрытия некоторых тротуаров оставляет желать лучшего, коляска едет, как по стиральной доске.

Цифра:

Не больше 80 сантиметров должна составлять максимальная высота одного подъема пандуса при уклоне не более 5%. В некоторых случаях допускается увеличивать уклон до 10%. Важно и покрытие пандуса, оно должно быть из противоскользящего материала

…По дороге мой попутчик рассказывает: передвигается самостоятельно он обычно исключительно по своему микрорайону. Чтобы выбраться куда-то подальше (например, в тренажерный зал), приходится каждый раз вызывать такси. Хотя по меркам обычных горожан его спортшкола находится недалеко, всего в нескольких остановках. Общественный транспорт молодой человек не приемлет категорически, говорит, даже при помощи друзей зайти в троллейбус и выйти из него очень сложно.

В банки Сергей не ходит (помогает Интернет), а вот к больницам у него большие претензии. Как-то, еще летом, он пошел в Больничный комплекс и был удивлен, увидев пандус без перил. Тогда пришлось звать на помощь мужчин. Совершенно не приспособлены для посещения людей с ограниченными возможностями фотостудии (Сергей — фотограф), в такие места приходится брать с собой друзей. Приятное исключение — любимый тренажерный зал в спортшколе имени В.С. Соколова, здесь тебе и пандусы, и специальные туалеты с душем. Нет проблем также с торговыми центрами, в них широкие проходы, большие лифты.

 

Фото Джульетты Федоровой: Колясочник Сергей Воробьев, как и любой из нас, ценит свою независимость. Тем важнее для него удобный пандус перед магазином, позволяющий самостоятельно совершать покупки.

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета